Крупнейшая в России сеть гипермаркетов "Лента" продолжает расти и привлекать
новых покупателей, даже в непростых макроэкономических
условиях.Высокопроизводительная ИТ-инфраструктура, включающая стек решений
Oracle, позволяет ритейлеру эффективно работать с растущими объемами данных
и помогать развитию бизнеса. Программно-аппаратный комплекс Oracle Exadata в
четыре раза ускорил обработку информации в контуре бизнес-приложений
"Ленты", обеспечивая стабильно высокую отказоустойчивость и
производительность, что стало важным аргументом для расширения
сотрудничества в 2017 году.
Как ведущий ритейлер сегодня учится быстрее
понимать и удовлетворять потребности покупателей, рассказал Всеволод
Кузьмич, Директор по информационным технологиям компании "Лента".
Насколько "подвержен" традиционный ритейл цифровой
трансформации?
- Идея цифровой трансформации, "диджитализации", вызывает живой
интерес - ИТ лидеры ищут новые возможности для своих компаний, понимая при
этом, что новые формы организации бизнеса должны на что-то опираться.
Недостаточно просто идеи трансформации. Цифровой компании нужна более
глубокая и более осознанная работа с данными, чтобы действительно лучше
понимать клиента и взаимодействовать с ним на основе полученных знаний.
Ключевой момент всей диджитализации – стать ближе к клиенту. Для ритейлера
это должно быть главным.
Какие ИТ-инструменты необходимы сейчас ритейлу? Как
поддержать новую модель, создать новое конкурентное преимущество средствами ИТ?
- Продуктовый (food) ритейл работает по иным правилам, чем, например,
fashion ритейл или ритейл бытовой электроники. Этот сегмент закрывает
базовые потребности людей, менее подвержен веяниям моды и более
консервативен в своей бизнес-модели – но при этом не менее конкурентен.
Готового, универсального подхода и стандартного набора ИТ инструментов,
подходящего для любой компании, нет. Однако единым будет стремление к
организации нового взаимодействия с клиентом, через понимание его
целостногоопыта и максимальную открытость к его ожиданиям.Технически это
новая цифровая витрина для общения - не только веб-сайт и мобильное
приложение, но и другие средства коммуникаций (они же - источники данных).
Далее включаются инструменты глубокого анализа больших данных, поиска
корреляции между той информацией, которую мы и так уже знаем о клиентах
нашей сети, и тенденциями изменения их поведения. Простейшие примеры –
предсказательная аналитика по изменению потребительской корзины клиента в
ближайшие месяцы, отток покупателей или их возврат. Еще одно направление –
переход от крупной сегментации аудитории к более локальной, вплоть до того,
чтобы делать персонализированные предложения. Именно этими средствами и
будет обеспечено конкурентное преимущество. Парадокс индустрии сегодня в
том, что крупные магазины, занимающие основную долю рынка, начинают морально
устаревать как бизнес-концепция на фоне смены поколений и привычек
покупателей. Традиционно кажется невозможным продавать картошку или молоко
как сервис, но сегодня синонимом к слову "купить" будет не "пойти в
магазин", а "заказать через интернет". Важно учитывать запросы тех, кто с
детства привык к гаджетам, интернету, общению в виртуальном пространстве.
Нужно научиться взаимодействовать в привычной для них среде. Это достаточно
сложная задача, если говорить об интернет-торговле продовольственными
товарами. В силу специфики продуктов питания как товара – сроки годности,
особенности упаковки, транспортировки, температурный режим, товарное
соседство, качество и свежесть продуктов, плюс особые ожидания к
аккуратности и пунктуальности курьеров - организация доставки корзины в
течение одного часа с момента заказа, особенно в мегаполисе, становится
целью весьма амбициозной. Но при развитии технологий вполне достижимой.
Всеволод Кузьмич, Директор по информационным технологиям компании "Лента" Мы
в "Ленте", как и наши конкуренты, пилотируем ряд технологий и проектов и
проверяем их эффективность. Если все ограничится имиджевой составляющей, без
реального результата для бизнеса, скорее будем развивать традиционные
подходы, приносящие прибыль.
Как эволюционирует в "Ленте" управление
логистикой? Какие средства для повышения эффективности вы используете в этой
сфере?
- Логистика – одна из важнейших функций любого крупного ритейлера. У
нас выстроен контур из ключевых систем: SAP ERP, Oracle Transportation
Management, JDA Demand and Fulfillment, которые интегрированы между собой и
работают на единой аппаратной платформе. Все вопросы прогнозирования и
пополнения товарных запасов, управления товародвижением, транспортировкой и
логистикой решаются в этом едином контуре, работающем в "Ленте" уже около
пяти лет. Выбор этих систем позволил решить не только задачу
производительности, но и задачу масштабирования – поддержать быстрый рост
компании, снять ограничения по количеству магазинов, распределительных
центров, товарной матрице, географии присутствия. В 2014-2016 гг. мы открыли
115 гипермаркетов и 39 супермаркетов и более чем вдвое увеличили торговою
площадь, перевыполнив одну из важнейших стратегических целей, установленных
в ходе IPO в 2014 году. По состоянию на начало октября 2017 г. в компании
201 гипермаркет и 65 супермаркетов. Сегодня "Лента" представлена во всех
регионах Европейской части нашей страны, на Урале и в Сибири вплоть до
Иркутска, а с севера на юг – от Мурманска до Грозного, где мы открыли свой
гипермаркет в 2016 г. - первыми из федеральных продуктовых сетей. При этом
логистика организована без длинных плеч поставки. Для этого у нас есть семь
собственных региональных распределительных центров, в том числе один из
крупнейших логистических центров в Новосибирске. Благодаря этому каждый
регион обслуживается эффективно.
Как вы оцениваете готовность своей ИТ-инфраструктуры к новым вызовам рынка?
- Проектирование ИТ-инфраструктуры –
одна из самых интересных технических задач. Производительность давно
перестала быть проблемой. Для нашей компании определенный вызов был связан с
масштабированием: с 2014 мы открываем по 40-50 магазинов в год, и это стало
проверкой готовности наших систем к такому росту бизнеса. Именно в тот
период, в 2013 г., были приняты технологические решения на перспективу. Мы
запросили у нескольких вендоров их новейшее оборудование и совместно провели
сравнительное тестирование на реальных данных (4Tb), смоделировав
трехкратный и пятикратный рост нагрузки. По результатам тестирования в 2014
г. мы запустили комплексы Oracle Exadata, на которых развернуты почти все
наши ключевые системы: Oracle Transportation Management, Oracle Hyperion,
Oracle Siebel CRM, SAP ERP, SAP EWM, JDA Demand and Fulfillment и другие. За
три года эксплуатации Oracle Exadata ни разу не было ситуации, когда нам
нужно было бы решать какие-то технические проблемы. Система работает
безупречно. При этом она легко масштабируется, и мы ничем не ограничены в
плане производительности. Имея такую инфраструктуру, мы можем полностью
сфокусироваться на развитии бизнеса, а не заниматься решением возникающих
проблем. Это дает возможность смотреть далеко вперед, а не вниз, под ноги,
чтобы не споткнуться о техническую проблему.
Каковы ваши потребности в
высокопроизводительных мощностях?
- Мы изначально проектируем системы
масштабируемыми и добиваемся того, чтобы в каждый момент времени системы
имели небольшой резерв по мощностям. Их развитие планируется заранее и
корректируется в зависимости от изменений в бизнесе, например, при
приобретении других торговых сетей и интеграции их магазинов в наш контур
бизнес-приложений. Все технологические остановы для апгрейда оборудования
заранее известны и согласованы с бизнесом, влияние на работу компании
сведено к минимуму. Так было и во время недавнего апгрейда Oracle Exadata,
то же самое происходит и при апгрейде других систем. Нужно сказать, что мы
стараемся работать с разными вендорами, чтобы поддержать разумную
конкуренцию и гетерогенность инфраструктуры, но без превращения её в
лоскутное одеяло. "Лента" зарабатывает на эффекте масштаба, маржинальность в
нашем сегменте низкая. Мы открыты для всех и работаем со всеми по одинаковым
правилам, выбирая лучшие в своем классе решения, best of breed, проводя их
независимое тестирование и разворачивая на своих площадках, а не в облаках.
Это часть нашей технологической политики. Такой подход требует определенных
инвестиций, но при наших масштабах они разумны. Если оборудование и лицензии
находятся в собственности, можно гарантировать стабильную работу своей
компании вне зависимости от того, что происходит в макроэкономике – не
зависеть от неблагоприятной рыночной ситуации, скачков курсов валют, не
иметь давления со стороны текущих операционных платежей за внешние сервисы и
не зависеть от их провайдеров. Экономически это также более выгодно на
перспективе от нескольких лет,– если, разумеется, модель учитывает все
факторы и релевантные затраты компании, а не только стоимость оборудования.
В этом году мы запускаем свой ЦОД в Санкт-Петербурге, чтобы завершить
создание геокластера между Санкт-Петербургом и Москвой, где наши системы
работают на площадке коммерческого ЦОД. Два датацентра полностью резервируют
друг друга, и даже при самом неблагоприятном развитии ситуации, при полной
остановке какой-либо из площадок мы в течение нескольких часов полностью
восстанавливаем операции на втором сайте.
Использует ли ваша компания
технологии искусственного интеллекта, машинного обучения, интернета вещей и
пр.? Планируете ли переход в облака?
- Мы ведем ряд пилотных проектов в
области машинного обучения, чтобы разобраться в целесообразности применения
этой технологии в масштабе всей компании. Пока это не промышленное
использование, а пилот, эксперимент. Что же касается облачных сервисов –
они, в первую очередь, подходят тем, кому нужно быстро стартовать, и в
основном это малый и средний бизнес, который получает сервисы под ключ и
планирует бизнес на короткую и среднесрочную перспективу. В целом, есть
некоторые интересные сервисы, которые при достижении определенной зрелости
могут привлечь наше внимание. Мы постоянно следим за появлением и развитием
новых технологий. Это настоятельное требование бизнеса.
Каких технологий
пока не хватает вашей отрасли и вашей компании в особенности?
- Самое главное
– это доскональное понимание потребностей покупателей, того, как они будут
меняться с течением времени: через месяц, полгода, год, и далее с новым
поколением. Именно полный прозрачный профиль клиента, и существующего, и
особенно будущего, и новый уровень коммуникаций с ним – это ключ к успеху
бизнеса в меняющейся среде. Новый подход в работе с CRM и BI системами,
понимание клиента с его новым потребительским опытом, предсказательная
аналитика на больших данных для качественного управления ассортиментом –
необходимые сегодня направления. Проблема в том, что многие интересные
технологии пока не зрелы и к практическому внедрению не готовы. Часто рынок
продает завышенные ожидания. Нам нужны решения высокой степени готовности.
Инновации только ради инноваций не нужны: на первом месте - именно развитие
бизнеса, его изменение и адаптация к новым ожиданиям рынка и новому
поколению клиентов.
advis.ru