Вопросами выбора программы АСУП
и ее внедрение должен заниматься представитель Заказчика, который лучше
разбирается в механизмах бизнеса и финансов, чем в компьютерных комплектующих.
Важно! Следует сразу
исключить из рассмотрения программы, не подходящие для типа производства Вашего
предприятия, и более не пытаться притянуть их, что называется, за уши к
несвойственным им функциям и процессам.
1.
Организационные проблемы Заказчика. Проблемы клановых интересов.
Организационные проблемы Заказчика.
80% первых руководителей не
могут внятно сформулировать причины, по которым они решили обзавестись АСУП.
Основная мотивация "желаю знать, кто, когда и сколько у меня ворует".
Если руководству не удастся
прозреть, самостоятельно или с чьей-то помощью, в отношении принципов
автоматизации бизнес-процессов, то ничего хорошего из его затеи не получается.
В основе решения руководства
компанией о необходимости в программе АСУП; должна быть цель - программа АСУП
призвана, свого лишь, облегчить управление фирмой и не более того. В противном
случае вероятность положительного результата от инвестиций в автоматизацию
управленческой деятельности компании устремляется к бесконечным минусам.
Даже если руководство компании
осознают реальную необходимость и искренне стараются использовать АСУП, их
подстерегает другая опасность. Купленная программа у разработчика пару лет
назад, уже не справляется с масштабностью задач и не успевает за изменениями
законов. Чем дольше применяется программа, тем больше возникает проблем. Ее
разработчики, если они еще существуют, постоянно требуют денег для доработки
своего продукта. Запад шел к автоматизации управления десятки лет, в том числе
через создание совершенного и незыблемого законодательства.
Главная проблема
отечественных предприятий - полное отсутствие не системы управления, а системы в
управлении. Поэтому любое копирование и подражание западу с самого начала
обречено на провал.
Проблема клановых интересов.
Правильный выбор и
результативное внедрение программы АСУП обречены на провал руками Заказчика,
если сменилось руководство компании Заказчика.
Новая команда/личность в своем
решении приобрести и внедрить программу АСУП руководствуется двумя факторами:
-
«завязать» все
информационные потоки в единую базу данных, что бы знать, кто и сколько
«ворует»;
-
собственниками предприятия
являются несколько «кланов», между которыми постоянная борьба. «Клан»
являющийся инициатором приобретения программы АСУП в начале выигрывает –
инвестиции в нематериальный актив (программа АСУП) благотворно скажутся на
балансе и имидже компании + контроль потоков, которые отданы на предприятия
другим кланам. Однако через некоторое время за выгодами начинается черная
полоса потерь.
При таком подходе внедрение
программа АСУП превращается в бесконечный процесс (выраженный во времени и в
у.е.):
-
по мере
вникания, вновь пришедшего руководства, в суть деятельности предприятия
программа будет подвергаться непрекращающейся адаптации к меняющимся
требованиям;
-
внедренная часть
программа АСУП на конкретном участке предприятия постоянно будет изменяться
по мере внедрения программы на других, связанных с этим, участках
бизнес-процесса.
Выгоду от всего этого получат
только разработчики, консультанты и внедренцы. Они как никто другой
заинтересованы:
-
когда проект не
имеет конца;
-
когда Заказчик
ставит расплывчатые цели, и не ориентирован на конкретный результат в
программе АСУП;
-
когда у
Заказчика нет постоянного мнения о том, что и как должно быть в программе
АСУП;
-
когда внедрение
программы полностью отдано на откуп самим внедренцам.
Проблема заключается не в
том, какая система лучше, а в том, будет ли автоматизация востребована (читай -
умеет ли руководство считать деньги) и какова мотивация приобретения АСУП.
2. Фиктивный тендер. Система «отката».
Фиктивный тендер
Это самый бесполезный метод
выбор программы АСУП.
Объявляя тендер, Вы открываете
ворота для потока ненужной информации. Вы получите ворох рекламных буклетов с
предвзятой информацией. После сравнения рекламных буклетов разных разработчиков
у вас возникнет ощущение, что Вы читаете один и тот же документ.
Все АСУП обеспечивают выполнение
сходных функций. Класс и масштабность системы во многом определяют возможности
описания бизнес-процессов и построения типовых хозяйственных операций.
На благоразумность продавцов
АСУП не рассчитывайте – им все равно кому продавать и им совершенно не важно,
что программа не подходит предприятию.
Все программы очень похожи
друг на друга, отличить разницу в их может только специалисты, проработавшие в
индустрии программ АСУП не один год.
Система «отката». «Откат» - о нем никто не говорит в слух, но все знают,
насколько он могуществен.
Не будем оригинальными, если
скажем, что каждая продажа программ АСУП с шильдиком «ERP» осуществлена через
«откат». Тендеры по выбору программы проводятся для «галочки» и среди его
участников всегда известен фаворит. «Прикормить» своего человека у Заказчика это
главная цель продавцов программ ERP:
-
он всегда будет
всячески скрывать проблемы связанные с работой в программе;
-
он всегда будет
отстаивать значимость программы и специалистов ее внедряющих;
-
он обеспечит
покупку программы по завышенной стоимости и стабильный денежный поток, т.к.
в каждом перечислении есть его доля;
-
он обеспечит
рекламу компетенции Внедренцев программы, т.к. существует прямая зависимость
с его компетенцией.
Покупка программы АСУП и ее
внедрение через «откат» происходит быстрыми темпами, но с еще большей скоростью
происходит крушение проекта после увольнения «прикормленного» сотрудника
Заказчика, смены собственников или руководства компании, накопление «усталости»
пользователей от программы и того все вдруг получают прозрение:
-
программа не
соответствует и не выполняет требования Заказчика;
-
стоимость
программы завышена;
-
Внедренцы не
имеют достаточной квалификации, что бы реализовать в программе главные для
Заказчика бизнес-процессы;
-
договора
составлены таким образом, что Исполнитель ни за что не отвечает и весь груз
ответственности (потерь) возложен на Заказчика;
3.
Молчание Заказчика – золото для Исполнителя
Разработчики компьютерных
программ систем учета предприятия называют свои разработки – и информационные
системы управления предприятия (ИСУП), и комплексные информационные системы
(КИС), и самое заветное название любого Разработчика – ERP система. Названия-то,
какие!
У потенциальных Заказчиков
только от одних таких названий сразу снижается уровень самооценки, мол, «если
есть клондайк ценных знаний, то наши знания ничтожны» и Заказчик полностью
отдается в руки разработчиков АСУП и их партнеров. Расчет прост – как правило,
человек услышав малознакомую информацию, не уточняет ее значение, что бы не
показать свою неосведомленность. Куда проще сделать умное лицо и притворится что
все сказанное понятно и давно известно. Этим охотно пользуются и разработчики
(их партнеры) и используя сложную и непонятную терминологию в рекламных
проспектах своих программ.
Уважаемые Заказчики и
пользователи программ АСУП, всегда уточняйте значение каждой непонятной Вам
фразы и аббревиатуры. Если Вам известно значение и назначение внушаемых Вам
фраз, обязательно узнайте их значение, у того, кто Вам их говорит, т.к. Ваше
понимание и понимание сотрудника компании разработчика (его партнеров) может
существенно отличаться.
В случае обнаружения факта
некомпетентности Вашего оппонента, открыто укажите на этот факт представителю
разработчика или его партнера, а не молчите, и не возмущайтесь про себя. Этот
шаг Вам позволит:
-
Вы дадите
понять, что вы грамотный человек в обсуждаемых вопросах, и вы не нуждаетесь
в некомпетентном сотрудничестве.
-
В процессе
работы с этим разработчиком (его партнером) Вы получите продуктивный
результат, чем, если вы промолчите.
-
Вам будет
предложены самые лучшие возможности программы.
-
С вас не будут
брать денег за мнимую разработку, только по тому, что вы не знаете
функционала программы.
-
И, самое главное
– возможно, вы услышите самоотвод компании Разработчика (его партнеров).
http://www.erpreverse.com