Описание стандартных функций ERP-систем для машиностороения
При оценке
перспектив комплексной автоматизации предприятия и дальнейшем выборе конкретного
программного решений всегда возникает вопрос о "стандартном" на сегодняшний день
наборе функций ERP-системы. Для машиностроительных предприятий такой "стандарт"
соответствует возможностям функционально полного решения класса ERP с учетом
отраслевой специфики.
«Своя» функциональность
В первую очередь, следует отметить, что машиностроение является для
ERP-систем «своей территорией» — общеизвестно, что системы управления
предприятием начали свое развитие именно как средство оптимизации
деятельности промышленных предприятий, а в другие секторы экономики
распространились позже. Соответственно, в машиностроении используются
«исконные» для ERP-систем функции, на которых системы этого класса
базируются. К подобному «стандартному» набору функциональных блоков,
реализующих на уровне информационной системы концепцию ERP, можно отнести:
- Блок планирования производственных
ресурсов;
- Блок финансового учета и планирования;
- Блок управления основными фондами;
- Блок управления персоналом;
- Блок товарного учета и управления
складскими операциям/запасами;
- Блок управления закупками;
- Блок управления логистикой;
- Блок управления маркетинговыми
мероприятиями;
- Блок управления обработкой заказов;
- Блок управления продажами;
- Блок электронной коммерции;
- Блок бизнес-аналитики;
- Блок управления проектами;
- Блок управления
конструкторско-технологической документацией;
Перечисленный выше список, фактически, отражает
полный набор функций современной ERP-системы (с учетом вариаций на уровне
конкретных программных продуктов). Блоки планирования производственных
ресурсов, управления конструкторско-технологической документацией и
управления проектами обеспечивают автоматизацию управления
бизнес-процессами, непосредственно связанными с производственной
деятельностью предприятия.
Планирование производственных ресурсов
В частности, в рамках первого из трех перечисленных блоков решаются, в том
числе, такие задачи, как управление спросом и формирование планов продаж и
производства; планирование потребностей в материалах; и планирование
производственных мощностей; а также, в ограниченном объеме, управление
запасами и закупочной деятельностью. Как правило, эти функции реализуются в
рамках методологии MRPII, хотя в последнее время приобретает популярность
более новая методология APS (Advanced Planning and Scheduling — Расширенное
объемно-календарное планирование), обеспечивающая синхронное планирование
необходимых производственных мощностей и потребностей в материалах, в
отличие от итеративного, предусмотренного MRPII. Кроме этого, существуют
программные реализации, базирующиеся на другом подходе к производственному
планированию — «бережливом производстве» (Lean Manufacturing). Если MRPII и
APS основаны на «проталкивании» (push) производства, основанном на прогнозе
спроса, то при организации «бережливого производства» используется
«вытягивание» (pull), основанное на реальном спросе. В этом случае основное
ударение делается не на планировании потребностей в ресурсах (сырье и
мощностях), а на максимально четкой организации взаимодействия всех
подразделений предприятия.
Управление технологическими данными
Второй из перечисленный трех функциональных блоков (управления
конструкторско-технологической документацией) необходим для согласования
планов производства с технологическими спецификациями выпускаемых изделий и
соответствующего уточнения этих планов. Собственно говоря, без него
невозможно детальное планирование выпуска готовой продукции и
полуфабрикатов, а также планирование закупок сырья и комплектующих деталей.
Несмотря на то, что этот блок (Product Data Management — PDM) заявлен как
обязательная часть ERP-системы, он реализован в рамках единого решения лишь
достаточно небольшим числом вендоров (например, SAP, Oracle, Infor), в
большинстве же случаев его функциональность обеспечивается за счет
интеграции ERP-системы и специализированного PLM/PDM-решения. Более того,
даже если блок PDM и присутствует в системе изначально, очень часто его
функции все равно выполняются внешним специализированным решением. Это
объясняется тем, что PDM/PLM-системы намного ближе к системам CAD/CAM/CAE,
задача интеграции с которыми на реальных предприятиях значительно важнее
задачи интеграции с ERP-системой. По этой причине и с учетом того, что на
машиностроительных предприятиях ERP-системы, как правило, внедряются намного
позже, чем CAD/CAM/CAE и PLM/PDM, заказчики предпочитают интеграцию «своих»
систем управления конструкторско-технологической документацией с
ERP-системами. Кроме того, в силу специфичности PDM-систем и существования
серьезных отличий принципов их работы от таковых у ERP-систем, встроенные
блоки PDM функционально ограничены и часто просто не соответствуют
потребностям предприятий.
Управление проектной деятельностью
Третий функциональный блок, управления проектами обеспечивают автоматизацию
управления бизнес-процессами, хотя и не является специфичным для
производства (он используется и проектными организациями и сервисными
компаниями и инвестиционными), важен для машиностроительных предприятий в
условиях происходящего перехода к серийному и позаказному производству, а
также в наукоемких производствах, которые изначально выпускают свои изделия
мелкими партиями или вообще поштучно. В указанном контексте планирование и
управление производственным процессом осуществляется на двух уровнях: на
уровне предприятия в целом и на уровне выполнения отдельных внешних заказов.
Процесс выполнения каждого внешнего заказа (при достаточной его
уникальности), на организационном уровне рассматривается как отдельный
проект, в рамках которого осуществляется планирование производственных
мощностей, потребностей в материалах, а также финансовое планирование и
бюджетирование. Таким образом, система управления проектами должна
обеспечивать как управление развитием каждого проекта по отдельности, так и
управление портфелем проектов предприятия в целом.
Управление запасами, закупками и логистикой
Непосредственно связаны с планированием производства также блоки товарного
учета и управления складскими операциями/запасами; управления закупками; и
управления логистикой, составляющие базовый функционал SCM (Supply Shain
Management). Если на уровне модулей MRPII или APS рассчитывается потребность
в материалах, для выполнения производственного плана, модуль SCM
обеспечивает оптимальное с экономической точки зрения ее удовлетворение с
учетом существующих складских запасов, уже сделанных заказов, объемов
материалов и комплектующих, находящихся в данный момент в пути от поставщика
до склада и т.п. Также, здесь обеспечивается выбор оптимального для каждого
заказа на закупку материалов или комплектующих поставщика с учетом истории
взаимоотношений с контрагентами, текущих отпускных цен у каждого, разницы в
транспортных расходах, уровня качества поставляемых материалов и других
факторов. Таким образом, эти три функциональных блока SCM дополняют контур
производственного планирования и обеспечивают своевременное и экономически
эффективное исполнение поступающих с его стороны заказов. Кроме того,
функции модуля SCM могут использоваться и для закупки инструмента и
оборудования, обеспечения вспомогательных производств, а также
непроизводственной деятельности предприятия.
Управление основными фондами, техобслуживанием и ремонтами
Блок управления основными фондами (Enterprise Assets Management — EAM) также
близко связан с процессом производства продукции. В нем реализованы как
функции учета и управления основными фондами (зданиями, сооружениями,
оборудованием и т.п.), что позволяет руководству предприятия постоянно быть
информированным об уровне их морального и физического износа, а также
стоимостной оценке, и дает возможность стратегического планирования их
обновления, так и функции управления ТОиР (Техническое обслуживание и
ремонты), которые позволяют на тактическом и операционном уровнях оценивать
реальную производственную мощность, планировать оптимальную загрузку
оборудования, а также не допускать или снижать вероятность возникновения
аварий и связанных с ними срывов выполнения производственного плана и
соответствующих убытков.
Финансово-учетные функции
Остальные из перечисленных в самом начале материала функциональных блоков не
имеют жесткой привязки к производственной деятельности, и к машиностроению в
частности, однако могут нуждаться в дополнительной настройке под
соответствующую специфику. Блок финансового учета и планирования
обеспечивает, как и в других отраслях, отражение всех хозяйственных операций
в бухгалтерском, финансовом, управленческом и налоговом учете, планирование
и контроль исполнения бюджетов, управление денежными потоками, создание и
учет платежных документов, формирование внутренней и внешней отчетности и
др.
Управление персоналом
Блок управления персоналом на машиностроительных предприятиях, в первую
очередь, обеспечивает расчет заработной платы сотрудников по принятым на
предприятии методикам, а также всех начислений и удержаний. Он же
обеспечивает автоматизацию ведения кадрового, военного и пенсионного учета,
учета рабочего времени, планирования и ведение штатного расписания,
кадрового документооборота, анализа информации по производительности труда,
а также формирования всей внутренней и внешней отчетности. Кроме этого,
функциональное наполнение модуля HRM (Human Resource Management) позволяет
осуществлять планирование кадрового бюджета, формировать кадровый резерв,
управлять мотивацией сотрудников, компенсациями, а также повышением
квалификации, карьерным ростом и др.
Управление отношениями с заказчиками
Блоки управления маркетинговыми мероприятиями, управления обработкой
заказов, управления продажами и электронной коммерции составляют базовый
функционал CRM (Customer Relationship Management). Из него промышленными
предприятиями чаще всего используется только блок управления обработкой
заказов, так как многие заводы предпочитают сотрудничать с оптовиками и не
работать с конечным потребителем, либо производят уникальную продукцию,
реализация которой происходит только по заказу и, соответственно, не требует
проведения традиционных для продуктов широкого потребления маркетинговых
мероприятий. В то же время, достаточно большое число предприятий,
производящих товары конечного потребления, открыло торговые дома для
реализации своей продукции или участвует в электронных торгах на площадках
B2B или B2C. В этих случаях функционал CRM оказывается востребован, а иногда
даже внедряется отдельная CRM-система, которая интегрируется с ERP.
Бизнес-аналитика
Блок бизнес-аналитики обеспечивает руководство и менеджеров нижних звеньев
оперативной информацией о состоянии дел на предприятии, позволяет выполнять
направленный анализ с целью выявления слабых мест, оценки деятельности
отдельных подразделений и их руководства, выявления источников получения
прибыли и источников убытков, перспективных и тупиковых направлений
деятельности и т.п. Вся эта информация представляется в виде аналитических
отчётов, построенных по заданной заранее схеме и создаваемых автоматически,
по запросу. Кроме этого, более «продвинутые» пользователи могут
самостоятельно создавать отчеты произвольного формата для решения
специальных задач анализа бизнес-информации.
Подобная функциональность, с одной стороны, пользуется спросом, так как
очень часто руководство предприятия просто не владеет полной информацией о
том, что же там происходит на самом деле. Как результат, иногда даже
реализуются проекты внедрения систем бизнес-аналитики, реализованных в виде
самостоятельных продуктов. С другой же стороны, BI-система только находит и
представляет в заданной форме лишь ту информацию, которая есть в системе.
Поэтому, для того, чтобы бизнес-аналитика была качественной, необходимо,
чтобы абсолютно все происходящие на предприятии события фиксировались в
единой информационной системе. А это возможно только при полномасштабном
внедрении ERP-системы и соответствующей перестройке организационной системы.
В большинстве же случаев такие идеальные условия просто недостижимы,
соответственно, и польза от подсистемы бизнес-аналитики становится спорной.
Система должна быть полной но не обязательно - монолитной
Можно отметить, что для машиностроения требуется функционально полная
ERP-система с развитым «производственным» функционалом. В то же время, это
не значит, что «непроизволственные» функции могут быть в ней реализованы на
зачаточном уровне или не реализованы вообще. В таком случае эту систему,
фактически, необходимо будет называть не ERP, а MRPII или APS-системой, а
заказчикам придется функционал финансового блока, блока управления
персоналом, CRM и SCM добавлять посредством интеграции с отдельными
решениями сторонних разработчиков, что сопряжено с увеличением
соответствующих затрат и рисков. Одновременно, следует отметить, что на
российском рынке сегодня присутствуют функционально полные ERP-системы, у
которых блоки финансового учета и планирования и управления персоналом
просто не локализованы. Таким образом, получается, что сама система
соответствует всем требованиям к ERP, но заказчикам все равно предлагается
неполный функционал, компенсируемый за счет интеграции с решениями
best-of-breed. С одной стороны, при выборе такого решения необходимо очень
тщательно оценивать возможные побочные эффекты, но с другой — успешный опыт
использования интеграции ERP-системы с решениями HRM подтверждает
возможность и даже экономическую выгоду использования подобных решений.
Середа С.А., к.э.н.
TAdviser
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
Low-сode платформа ТУРБО для высоконагруженных приложений
Российский софт: когда гром грянул
Грядет битва за наследство SAP
Внедрение 1С:ERP в условиях импортозамещения
Low-code BPM-система ELMA4
Н. Касперская: "Сейчас импортозамещение – не просто фигура речи, а необходимость"
AVA ERP: Про планирование продаж
1С: ERP World Edition
Платформа "Визари" (Visary)
Презентация новой версии CREATIO 7.18
AVA ERP: Планирование производства по узкому месту
Market.CNews опубликовал первый в России рейтинг ERP-систем
Мобильный клиент 1С:ERP. Обзор и начало работы
Dolibarr Open Source ERP and CRM - Web suite for business
1С:ERP – новое в версии 2.5.7
Главные анонсы Microsoft на Ignite 2021
Автоматизация производства. Odoo ERP.
Система Omega Production - информационная система управления промышленным производством
10 советов по выбору и внедрению ERP
Генеральный директор SAP CIS рассказал, что изменилось на рынке корпоративных ИТ-решений в 2020 году
Обзор Microsoft Dynamics 365 Business Central
Введение в Dynamics 365
ERP для финансовых организаций. Oracle EBS, FAH
Импортозамещение в IT. Российская ERP МА-3
ТУРБО в Райффайзенбанке: опыт использования |