БИЗНЕС-СЕТЬ KINETICS CRM ERP ITSM
ЧТО ТАКОЕ ERP? НОВОСТИ АНАЛИТИКА ПРАКТИКА ERP СИСТЕМЫ ПОСТАВЩИКИ  
    


СТАТЬИ
РЕЙТИНГИ
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
ИНТЕРВЬЮ
ОБЗОРЫ
ERP МЕТОДОЛОГИЯ
   
ЧТО ТАКОЕ ERP?
ERP — это информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов >>>
 
СТАТЬИ

ERP для российских железных дорог



За прошедшие годы компания «ТехноСерв А/С» реализовала серию крупных проектов по автоматизации ИТ-инфраструктуры железных дорог и внедрению ведомственных, а затем корпоративных информационных систем в отрасли. О проектах управления ресурсами, их внедрении на железнодорожном транспорте рассказывает директор департамента ERP-технологий компании «ТехноСерв А/С» Иван Кожевников.

–Как можно оценить современное состояние ERP на железнодорожном транспорте.

— Железнодорожная отрасль — одна из немногих в экономике России, где удалось в сравнительно короткие сроки достичь мирового уровня информационно-технического обеспечения на основе передовых технологий управления финансово-хозяйственной деятельностью.
В настоящее время в ОАО «РЖД» работают две большие ERP-системы — ЕК АСУФР, система управления финансовыми и материально-техническими ресурсами, и ЕК АСУТР, система управления трудовыми ресурсами. Обе системы построены на платформе SAP — мирового лидера в разработке корпоративных информационных систем управления крупными и средними предприятиями.

С помощью ЕК АСУФР специалисты ОАО «РЖД» контролируют в режиме реального времени все ключевые показатели деятельности в области финансов, имущества, материально-технического снабжения и т. д.

Управление персоналом ОАО «РЖД» (а это более 1,3 млн человек) осуществляется в системе ЕК АСУТР, которая обеспечивает функции нормирования труда, учета рабочего времени, расчета заработной платы и т. д. Только представьте, расчет заработной платы для всего персонала осуществляется в одной системе! Кстати, проект по построению отказоустойчивой инфраструктуры проекта ЕК АСУТР также успешно выполнили специалисты «ТехноСерв А/С».

— В чем особенность этих проектов?

— Проекты уникальны в своем роде и до сих пор практически не имеют аналогов в мире как по охвату (территория, часовые пояса, количество пользователей), так и по объему операций. Продуктивные учетные системы расположены по всей территории России, в центре также имеется ряд систем аналитического хранилища информации всего ОАО «РЖД». По оценкам экспертов, внедрение ЕК АСУФР в ОАО «РЖД» является одним из самых крупных проектов на базе SAP R/3 в России и Европе.

Посудите сами, в настоящее время проектом охвачено более 3 тыс. предприятий и 15 тыс. структурных подразделений ОАО «РЖД» по всей стране, количество пользователей системы ЕК АСУФР составляет более 50 тыс. (17 тыс. пользователей центральных систем и 33 тыс. — дорожных)!

Проектируя и внедряя ЕК АСУФР, нам приходилось применять особые проектные решения для того, чтобы после запуска в промышленную эксплуатацию система смогла обеспечить руководство ОАО «РЖД» качественной и достоверной отчетностью.

Например, один из основных принципов, принятых за основу при построении ЕК АСУФР, — централизованное ведение нормативно-справочной информации (ЦНСИ). Это проектное решение позволило избежать рисков и излишних затрат, связанных с необходимостью синхронизации данных из различных источников.

Другим важным проектным решением является применение принципа централизованной разработки при создании Типовой дорожной системы (ТДС) — одной из ключевых подсистем ЕК АСУФР. Эта система установлена во всех территориальных филиалах (17 железных дорог) ОАО «РЖД» и обеспечивает ведение первичного учета всех хозяйственных операций в области финансов и материально-технического снабжения на каждом предприятии филиалов. Так вот, разработка и обновление всех систем осуществляется через единую центральную систему разработки, установленную в Москве, в главном вычислительном центре ОАО «РЖД». Все обновления проходят контроль качества в центре, а затем тиражируются в дорожные системы. В последние два года на базе ТДС реализуется функциональность Типовой филиальной системы — для покрытия потребностей других филиалов ОАО «РЖД» (не занятых в перевозочной деятельности).

Особенностью системы управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР) является как обработка огромного количества данных, так и объем реализованного функционала, полностью охватывающего все аспекты управления кадрами.

— Какие специфические особенности ОАО «РЖД» приходилось учитывать специалистам «ТехноСерв А/С» на этапе внедрения тех или иных систем и решений?

— ОАО «Российские железные дороги» — крупнейшая в мире железнодорожная компания по количеству персонала, объему перевозок и протяженности электрифицированных железных дорог. Это гигантское предприятие с огромным количеством филиалов, дочерних предприятий и т. д. Любой сбор данных «снизу вверх» — грандиозная работа, которая оказывает тяжелейшую нагрузку на вычислительные мощности, что, несомненно, приходится принимать во внимание и при выборе этих самых вычислительных мощностей, и при разработке и внедрении. Все реализуемые нами проекты учитывают такие особенности работы предприятия, как одновременная работа десятков тысяч пользователей, гарантированное бесперебойное функционирование в режиме реального времени, синхронная обработка большого количества документов, возможность расширения системы и наращивания технологического и функционального потенциала.

В ОАО «РЖД» продуктивно эксплуатируется и достаточно большое количество автоматизированных систем, обеспечивающих функции управления перевозочным процессом, планирования технических ресурсов, расчетов за грузовые и пассажирские перевозки. При создании систем ЕК АСУФР, ЕК АСУТР во многих случаях делалась ставка на реализацию интерфейсов с данными системами — для того, чтобы обеспечить единство автоматизированной системы ОАО «РЖД» (АСУ ОАО «РЖД»).

— Кто является заказчиком работ по проектам автоматизации РДЖ? Как организован процесс на этапе «заказчик — подрядчик»?

— Заказчик обычно представлен несколькими звеньями — это функциональные подразделения ОАО «РЖД» (например, бухгалтерия, кадровая служба и т. д.), департамент корпоративной информатизации (ЦКИ) и Главный вычислительный центр (ГВЦ ОАО «РЖД»). Работы «внутри» проекта организованы следующим образом: функциональный заказчик, желая автоматизировать какие-то процессы, делает запрос в ЦКИ, который уже привлекает подрядчика. А роль ГВЦ заключается в предоставлении своих вычислительных мощностей для реализации проекта, в участии во внедрении и тиражировании. Эксплуатацию систем в промышленном режиме также обеспечивает ГВЦ.

— Какие проекты «ТехноСерв А/С» реализовал для ОАО «РЖД» в последнее время?

— Среди текущих проектов можно выделить завершение интеграции ЕК АСУФР и ЕК АСУТР с другими информационными системами, функционирующими в ОАО «РЖД», такими, как ЭТРАН (автоматизированная система оформления перевозочных документов), «Экспресс», системой сводной аналитической отчетности по перевозкам и т. д.

Активно развивается направление создания и расширения аналитических хранилищ информации на базе SAP BW, позволяющих руководству на различных уровнях получать аналитические данные по учету хозяйственной деятельности, осуществлять план/факт анализ и т. п. Для столь большой компании это очень актуальная задача. Ведь не секрет, что большие организации находятся под пристальным вниманием государственных регулирующих органов с точки зрения корректности и достоверности формируемой отчетности. Естественно, при создании подобных аналитических хранилищ используются данные всех автоматизированных систем ОАО «РЖД», разработка интерфейсов с которыми является чрезвычайно актуальной задачей.

Еще один очень важный вопрос. Интегрируя различные системы, нельзя забывать о создании централизованного банка нормативно-справочной информации, которая должна быть единообразной во всех системах и на всех уровнях. В разных системах один и тот же объект может трактоваться сегодня по-разному. К примеру, на железной дороге задействовано множество вагонов различных типов. Каждый вагон должен иметь единое стандартное наименование во всех системах, только тогда, консолидируя сведения о вагонах этого типа, мы получим правильную отчетную информацию «на выходе».

— Какие еще проекты в области автоматизации «ТехноСерв А/С» выполняет для ОАО «РЖД» в настоящее время?

Сейчас осуществляется перевод ЕК АСУФР на новую технологическую платформу — SAP ERP 2005 (ЕК АСУФР-2), которая по сравнению с прежним поколением программных продуктов — SAP R/3 — обладает высокой гибкостью, универсальностью, масштабируемостью и содержит мощные средства интеграции. Новая платформа позволит охватить широкий спектр задач долгосрочного, среднесрочного и оперативного планирования и бюджетирования, интеграции с информационными системами, как ОАО «РЖД», так и других организаций. Процесс перехода на новую платформу SAP ERP 2005 — это еще один грандиозный проект в области автоматизации для ОАО «РЖД».

— То есть происходит модернизация существующей системы?

— Фактически, да. ЕК АСУФР базировалась на платформе SAP 4.0, ЕК АСУТР — на версии SAP 4.6, а платформа ERP 2005 — новейшая версия ПО SAP. Конечно, эта версия модернизирована в сравнении с предыдущими, и ее внедрение эффективно отразится на работе системы в целом. Например, в версии SAP 4.0 отсутствовали некоторые функции, необходимые ОАО «РЖД», поэтому многие элементы системы приходилось дорабатывать и дописывать на внутреннем языке (ABAP). В новой версии системы многое реализовано в стандарте.
Руководство ОАО «РЖД» поставило задачу — не просто перевести существующую функциональность на новую платформу, а расширить ее, включив в область охвата ЕК АСУФР-2 новые разделы, например, управление ремонтами и обслуживанием оборудования.

— Сколько времени займет реализация проекта?

— Проект, а точнее Программа, состоящая из набора проектов, должна быть реализована за три года, начиная с 2007 г. За этот период должна быть полностью реализована целевая функциональность системы, завершены процессы ее внедрения на всех подразделениях ОАО «РЖД», а также замены существующих систем учета.

В нынешнем году реализуется базовая настройка системы, опытная эксплуатация которой начнется на выбранном полигоне в начале следующего года.

Достаточно трудоемким предполагается процесс перехода на новую версию системы, глобальность проекта тут, конечно, даст о себе знать.

— Придется ли переучивать персонал ОАО «РЖД» для работы на SAP ERP 2005?

— Скорее всего, нет, так как изменения сводятся в основном к оптимизации работы системы и добавлению новых функций.

Пользовательские экраны мы постараемся оставить такими, к которым уже все привыкли.

Вместе с тем, не секрет, что интерфейсы системы SAP версии 4.0 весьма ограничены и зачастую неудобны пользователям. В новой версии разработчики оптимизировали экраны ввода, и не использовать это при переходе на ЕК АСУФР-2, думаю, было бы неразумно. Поэтому часть пользовательских интерфейсов все же будет изменена в лучшую сторону.

— Предполагается ли дальнейшее развитие проекта?

— Как я уже сказал, функциональность ЕК АСУФР-2 — не просто повторение ЕК АСУФР и ЕК АСУТР, а новый подход к созданию системы на базе SAP в рамках единой АСУ ОАО «РЖД», и именно в этом направлении проект и будет развиваться.

В самое ближайшее время предполагается внедрение новых технологий, таких, как SAP Master Data Management для управления нормативно-справочной информацией. Теперь то, что в предыдущей версии ЕК АСУФР дорабатывалось силами специалистов компании «ТехноСерв А/С», мы реализуем стандартными решениями SAP, которые также обеспечат передачу этой ЦНСИ во все внешние по отношению к ЕК АСУФР-2 системы ОАО «РЖД».

— Что дает использование стандартных решений?

— Во-первых, при любых доработках одновременно с получением каких-то дополнительных возможностей может утратиться эффективность работы системы в целом, так как изначально система оптимизирована для работы в стандартном исполнении.

Во-вторых, в рамках сопровождения SAP постоянно рассылает своим пользователям исправления и обновления, оптимизирующие функционирование системы. Если в системе существует большое количество изменений, то эти обновления просто могут не заработать.

— Какие задачи стоят перед «ТехноСерв А/С» на ближайшее будущее?

— Это расширение территориального и организационного охвата, включая все функциональные филиалы ОАО «РЖД» не основного профиля, дочерние и зависимые предприятия; развитие интеграции со смежными системами ОАО «РЖД» и системами контрагентов. Результатом реализации всех поставленных задач станет формирование единого интегрированного информационного пространства ОАО «РЖД», которое послужит основой для построения эффективной системы корпоративного управления.

— Реализуя проекты для ОАО «РЖД», специалисты «ТехноСерв А/С» выступают как простые исполнители или в роли экспертов?

— Наше сотрудничество с железнодорожниками началось в 1998 г. Те сотрудники «ТехноСерв А/С», которые стояли у истоков внедрения первой ERP-системы в МПС РФ, стали экспертами не только в области автоматизированных систем, но и в понимании деятельности компании. Опыт, накопленный на этом проекте, трудно переоценить. Кроме того, наш штат усилен высококлассными специалистами с железных дорог — знатоками отрасли.

Поэтому, конечно, специалисты «ТехноСерв А/С» выступают в данном проекте в роли экспертов, помогающих заказчику сформулировать требования к системе, которые учитывают как особенности процессов ОАО «РЖД», так и специфику программного обеспечения.

— Заказчиком первой ERP-системы был МПС РФ, затем правопреемником ведомства стало ОАО «РЖД». Возникли ли сложности в технической реализации проекта в связи со сменой юридического лица?

— Конечно, специалистам «ТехноСерв А/С» пришлось преодолевать проблемы, связанные с коренной реструктуризацией предприятия. Мы должны были дорабатывать систему, чтобы она поддерживала все процессы реорганизации. Причем доработка нередко осуществлялась, что называется, «с колес» — ОАО «РЖД» в начале своего существования достаточно часто корректировало требования к системе, реализацию которых обеспечивали наши сотрудники

Процесс реструктуризации компании продолжается и сегодня — из структуры ОАО «РЖД» выделяются самостоятельные компании, меняются бизнес-процессы, появляются новые виды деятельности. И все это, конечно, отражается в информационной системе.

— Есть ли примеры реализации решений SAP на зарубежных железнодорожных магистралях?

— Решения компании SAP вобрали в себя опыт и лучшие бизнес-практики крупнейших и наиболее успешных мировых компаний. Они были выбраны в качестве основы для автоматизации железнодорожной отрасли в таких передовых странах, как Германия, Австрия, Италия, Португалия и Дания.

http://offline.cio-world.ru




ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:


Low-сode платформа ТУРБО для высоконагруженных приложений

Российский софт: когда гром грянул

Грядет битва за наследство SAP

Внедрение 1С:ERP в условиях импортозамещения

Low-code BPM-система ELMA4

Н. Касперская: "Сейчас импортозамещение – не просто фигура речи, а необходимость"

AVA ERP: Про планирование продаж

1С: ERP World Edition

Платформа "Визари" (Visary)

Презентация новой версии CREATIO 7.18

AVA ERP: Планирование производства по узкому месту

Market.CNews опубликовал первый в России рейтинг ERP-систем

Мобильный клиент 1С:ERP. Обзор и начало работы

Dolibarr Open Source ERP and CRM - Web suite for business

1С:ERP – новое в версии 2.5.7

Главные анонсы Microsoft на Ignite 2021

Автоматизация производства. Odoo ERP.

Система Omega Production - информационная система управления промышленным производством

10 советов по выбору и внедрению ERP

Генеральный директор SAP CIS рассказал, что изменилось на рынке корпоративных ИТ-решений в 2020 году

Обзор Microsoft Dynamics 365 Business Central

Введение в Dynamics 365

ERP для финансовых организаций. Oracle EBS, FAH

Импортозамещение в IT. Российская ERP МА-3

ТУРБО в Райффайзенбанке: опыт использования





 
О проекте Конфиденциальность Услуги Размещение рекламы Форум Карта сайта Напишите нам! RUS / ENG
Copyright © 2005 - 2024 ERP-ONLINE.RU All rights reserved