ERP стала неотъемлемой частью обеспечения эффективности бизнес-процессов. Если раньше главной задачей компаний было внедрение ERP, то сегодня – совершенствование этих систем и выбор наиболее эффективных ERP-решений
B первые о возможности создания алгоритмов, которые бы автоматизировали планирование и управление производственных процессов на уровне отдельных предприятий, на Западе заговорили в 1950−х. От теоретических разработок к практике перешли в следующем десятилетии, когда появился класс систем планирования потребностей предприятий в материалах (MRP – Material Requirements Planning). Это позволило компаниям добиться существенного снижения запасов сырья и материалов на складах, повысить эффективность производственного цикла и сократить сроки исполнения заказов.
Усовершенствование MRP-систем и ее функциональное расширение привели к появлению в середине 1980−х класса систем планирования (управления) ресурсов предприятий, которые обычно обозначают английской аббревиатурой ERP (Enterprise Resource Planning, термин был введен в оборот в 1990−х экспертами фирмы Gartner Group). ERP позволяли автоматизировать деятельность не только компаний, занимающихся производством, но и работающих в сфере услуг, а также управленческие процессы внутри организации.
Американское общество по контролю над производством и складированием (APICS) определяет ERP как «информационную систему для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов».
Условие для инвестиций
Сегодня в странах с развивающейся рыночной экономикой ERP-системы внедряются в компаниях крупных и средних размеров в тех отраслях, которые обладают инвестиционным потенциалом, утверждают эксперты. Этот потенциал часто реализуется через выход на IPO. Более того, решение компании о привлечении инвестиций посредством выхода на IPO практически необратимо ведет к внедрению ERP. Дело в том, что одним из важнейших мероприятий при подготовке выхода на IPO является построение прозрачной финансовой отчетности. Инструментом в этом процессе и становится ERP-система. Собственно говоря, заявляя о намерении первичного публичного размещения своих акций, компания тем самым сигнализирует о двух изменениях в ее статусе: во-первых, что она готова перейти на новый уровень управления и, во-вторых, что ей нужны инвестиции.
Потенциальные инвесторы, и в первую очередь западные инвесторы, доверяют только тем цифрам, которые заверены подписью известного аудитора. А он в свою очередь доверяет только той информации, которую он может получить на предприятии с помощью надежного и знакомого ему инструмента – ERP-системы. В этом случае и может оказаться решающим наличие/внедрение/планы по внедрению ERP-системы соответствующего класса – SAP, OEBS, MBS NAV/АХ, так как предоставляемая ими информация о финансовом состоянии компании соответствует стандартам Международной системы финансовой отчетности (МСФО).
ERP значительно сокращает сроки подготовки финансовой документации. МСФО устанавливает достаточно жесткие ограничения для предоставления финансовой отчетности: квартальная – не позднее 30 дней после отчетной даты, годовая – не позднее 60 дней после окончания финансового года. При отсутствии единой интегрированной информационной системы обеспечить такие сроки достаточно сложно, полагают эксперты.
Разобраться в себе
Даже если компания не планирует выходить на IPO, а просто ищет надежных партнеров на Западе, отсутствие ERP-системы будет служить серьезным препятствием в поисках. Специалисты напоминают, что на Западе идет строительство информационного общества, в котором все бизнес-процессы так или иначе документированы. Западные инвесторы просто привыкли, чтобы так было и в тех компаниях, которые претендуют на их деньги.
Внедрение ERP-системы на предприятии, шутят специалисты, это процесс, схожий с ремонтом квартиры: его можно начать, но невозможно закончить, только временно приостановить. Ведь есть и внутренние причины, побуждающие игроков внедрять ERP. Прежде всего это необходимость интеграции финансовой информации. Например, во время внедрения ERP-системы в американском подразделении швейцарской компании Nestle выяснилось, что предприятия компании на территории США закупали у одного и того же поставщика ваниль по 29 разным ценам. На втором месте – необходимость интеграции информации о заказах и их отслеживание. Предприниматели ожидают от внедрения ERP стандартизации производственного процесса (и его ускорение), а также стандартизации информации о служащих компании.
Сегодня, когда волна первичной автоматизации крупных компаний в развитых странах практически завершена, специалисты говорят о вторичных причинах, по которым организации вновь идут на дорогостоящий и длительный процесс внедрения. По мнению американского эксперта Дж. Карлтона Коллинза: «В большинстве случаев компании меняют свои системы либо потому, что перерастают их, либо из-за того, что старая система нестабильна – проще говоря, страдают от багов (проблем)». Если состояние старой системы таково, что IТ-персонал компании и разработчики ERP-системы не в состоянии устранить баги, самый оптимальный способ решить проблему – поменять систему. Вырасти из штанишек своей старой системы компания может по двум причинам – функциональной недостаточности (например, слишком много процессов выполняется вручную) либо увеличения объемов производства.
Цена вопроса
ERP-системы – удовольствие недешевое. Но вполне окупаемое. По оценке аналитиков Meta Group, выяснявшей общую стоимость собственности ERP у 63 западных компаний, в среднем она составила 15 млн долларов (разброс составил от 400 тыс. до 300 млн долларов). В общую стоимость собственности включают расходы на оборудование, программное обеспечение, оплату разработчиков и консультантов, включая как специалистов со стороны, так и внутренние ресурсы компании. Затраты подсчитываются с момента подписания договора на установку ERP-системы и до окончания двухлетнего срока ее эксплуатации в уже запущенном виде. По словам экспертов Meta Group: «В пересчете объема расходов на одного сотрудника инсталляция ERP является дорогостоящим мероприятием, вне зависимости от типа и размера компании». По их оценкам, среднее значение составляет 53320 долларов на каждого работника.
Чтобы компания почувствовала финансовые выгоды от внедрения системы, по подсчетам Meta Group, должно пройти где-то 8 месяцев с момента запуска системы (или 31 месяц с момента подписания договора). В среднем каждая из 63 опрошенных компаний в год экономит до 1,6 млн долларов. Уже упоминавшаяся компания Nestle USA, затратив на внедрение ERP-системы, которое длилось около 3 лет, более 200 млн долларов, сегодня говорит о ежегодной экономии в 325 млн долларов. По оценкам западных специалистов, при правильном подборе программного обеспечения и его поставщиков общие расходы компании на IT после внедрения системы (в том числе на ее поддержание и обновление) не будут превышать 1,5–3% ее оборота, а стоимость самого внедрения составит около 1% стоимости предприятия.
http://www.expert.ru