Теперь «всех спасет» CPM?
Сегодня компании проявляют достаточно сильный интерес к решениям класса BPM/CPM. Постепенно формируется мнение о том, что системы управления эффективностью – это очередное «спасение» для бизнеса. Представители опрошенных TAdviser интеграторов поддерживают тезис о пользе CPM для бизнеса, что неудивительно. Но практика безусловную пользу CPM-систем пока подтвердить не может – по разным оценкам общее число действительно заверенных CMP-проектов в России составляет сейчас от единиц до сотни.
В последнее время все чаще российские компании начинают проекты по внедрению решений класса CPM (Corporate Performance Management). По мнению Марии Акчуриной, руководителя отдела продаж компании R&K Consulting (досье), это объясняется тем, что в некоторых отраслях и регионах активный процесс слияний и поглощений почти закончился и ключевым фактором в конкурентной борьбе становится фактор повышения эффективности бизнеса.
Между тем, утверждает она, «на сегодняшний день широкий круг крупных и успешных российских предприятий в различных отраслях используют или внедряют ERP-системы, однако анализ эффективности подчас ведется с помощью Excel». По ее словам, не всегда менеджеры, ответственные за принятие решения о внедрении, понимают различия между ERP и CPM системами и пытаются «подменить» внедряемым CPM-решением отсутствующую корпоративную систему.
Между ERP и CPM системами есть принципиальное архитектурно-функциональное отличие, считает, Мария Акчурина: ERP-системы предназначены для оперативного планирования и управления деятельности компанией, а CPM система - для стратегического планирования. В случае грамотного использования, ERP отвечает за сбор фактических данных, а CPM позволяет на основании этих данных «отслеживать, идет ли компания к «светлому будущему» или надо сделать «крутой поворот» в развитии». Однако российские руководители не всегда понимают эти различия.
С другой стороны, по мнению Юлии Ульяновой, директора по развитию СРМ-решений «Корус Консалтинг» (досье), если предприятие только планирует построение интегрированной системы, то начать процесс автоматизации вполне разумно именно с СРМ-приложения. По ее словам, «поработав в СРМ-системе, предприятие становится более подготовленным к продолжению строительства интегрированной системы путем внедрения ERP-систем». С этим согласен и Михаил Перьков, директор департамента Hyperion ОСУ компании «Ланит» (досье). По его мнению, «внедрение СРМ-систем определяет требования к будущим ERP». «Пока идет процесс создания ERP, компании, внедрившие СРМ-решения, уже имеют возможность собирать и анализировать отчетность, пусть и с несколько длительным сроком из-за ручного ввода данных в систему», - утверждает он.
По мнению TAdviser, следует, все же, согласиться с первым из высказанных мнений. Система стратегического планирования должна получать проверенные данные в полном объеме, что, как правило, невозможно при ручном вводе данных. Кроме этого, если в компании отсутствует ERP-система, это с высокой вероятностью говорит о том, что бизнес-процессы в ней не формализованы и не оптимизированы. В таких условиях можно говорить лишь о директивном планировании, но использовать CPM-систему для долгосрочных прогнозов в ситуации, когда невозможно построить даже краткосрочные, практически бесполезно. Кроме этого, при ручном вводе данных не так уж принципиально, вводить их в CPM-систему или в Excel, при том, что последнее обойдется значительно дешевле. Что касается консолидации корпоративной информации, ручной ввод данных здесь является основным «фактом риска», а «цена ошибки» очень высока. Вероятно, использовать CPM-систему для консолидации вводимых вручную данных вполне возможно, но лучше прибегать к этому только в крайнем случае.
Вместе с тем, представители всех опрошенных TAdviser компаний-интеграторов сходятся во мнении, что до начала внедрения CPM-системы всегда необходимо выполнять предварительную, «бумажную» проработку методики бюджетирования и/или консолидации отчетности. Юлия Ульянова отметила, что, как правило, на начальном этапе «руководство компании находится в полной уверенности, что у них процесс полностью формализован». По ее словам, «близкой к идеалу можно считать только ту компанию, в которой существуют и реально работают: положение о системе бюджетного управления, методики трансформации отчетности, регламенты основных процессов, модель бюджетного управления в Excel, регламенты поддерживающих процессов. Как правило, все это формализовано очень редко, поэтому «бумажной» проработки финансовых схем не избежать.
В целом, по словам представителей интеграторов, длительность CPM-проектов варьируется в зависимости от степени подготовленности заказчика, от поставленных задач и глубины внедрения. Но в среднем проекты продолжаются от трех до шести или девяти месяцев, с численностью проектной команды от 3 до 6 человек. Однако иногда проекты длятся и значительно дольше - до двух лет. Чаще всего проекты ограничиваются решением задач бюджетного управления, консолидации финансовой отчетности.
По данным представителей интеграторов, в основном, заказчики CPM-проектов – это холдинги с распределенной структурой и с различными видами деятельности, чаще всего с диверсифицированным бизнесом. При этом какого-то особенного влияния отраслевой специфики на спрос на CMP-решения интеграторы не отмечают.
Однако следует отметить, что на уровне ключевых факторов бизнеса, подлежащих контролю и прогнозированию, требований к полноте и срокам консолидации информации, подходов к формированию, расходованию и контроля бюджетов отраслевая специфика проявляется в полной мере. Более того, по мнению известных ИТ-директоров предприятий-заказчиков, системы управления эффективностью вообще уникальны для каждого предприятия и отраслевых решений, которые сразу подошли бы любому предприятию отрасли, нет и принципиально не может быть.
Кроме уникальности каждого CPM-проекта следует учитывать еще и фактическое отсутствие серьезного опыта сложных проектов в России, что тоже влияет на эффективность внедрения и использования решений CPM. По разным оценкам, в России на сегодняшний день реализовано от нескольких единиц до сотни полноценных проектов, где клиенты довольны и используют CPM-систему в полном объеме. Среди наиболее завершенных проектов TAdviser были названы внедрения в компаниях: «Вимм-Билль-Данн», «Связьинвест», «Автомир», «Патэрсон», АФК «Система».
http://www.tadviser.ru
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
Low-сode платформа ТУРБО для высоконагруженных приложений
Российский софт: когда гром грянул
Грядет битва за наследство SAP
Внедрение 1С:ERP в условиях импортозамещения
Low-code BPM-система ELMA4
Н. Касперская: "Сейчас импортозамещение – не просто фигура речи, а необходимость"
AVA ERP: Про планирование продаж
1С: ERP World Edition
Платформа "Визари" (Visary)
Презентация новой версии CREATIO 7.18
AVA ERP: Планирование производства по узкому месту
Market.CNews опубликовал первый в России рейтинг ERP-систем
Мобильный клиент 1С:ERP. Обзор и начало работы
Dolibarr Open Source ERP and CRM - Web suite for business
1С:ERP – новое в версии 2.5.7
Главные анонсы Microsoft на Ignite 2021
Автоматизация производства. Odoo ERP.
Система Omega Production - информационная система управления промышленным производством
10 советов по выбору и внедрению ERP
Генеральный директор SAP CIS рассказал, что изменилось на рынке корпоративных ИТ-решений в 2020 году
Обзор Microsoft Dynamics 365 Business Central
Введение в Dynamics 365
ERP для финансовых организаций. Oracle EBS, FAH
Импортозамещение в IT. Российская ERP МА-3
ТУРБО в Райффайзенбанке: опыт использования |