Андрей Крылович
В последнее время крупные и
средние, активно развивающиеся российские компании, принимая решение о внедрении
информационной системы управления предприятием, зачастую отдают предпочтение
зарубежным программным продуктам.
С чем это связано?
В определенной мере – с
качеством решений. Программные продукты, разработанные в развитых западных
странах, реализуют принципы управления предприятием, сложившиеся в данных
странах и сообществах стран в результате бизнес-практики целого столетия. Эта
бизнес-практика позволила разработать соответствующую методологическую базу,
которая и легла в основу систем управления. В России процессы перехода к
рыночной экономике и развитие практического бизнеса начались чуть более десяти
лет назад, и за этот короткий период создать систему управления предприятием,
конкурентную ведущим зарубежным продуктам, - задача, пожалуй, непосильная…
За российскими продуктами нет
такого фундамента многолетнего опыта ведения бизнеса и соответствующей этому
опыту продуманной, многократно апробированной и формализованной методики
управления. Да и собственно управленческий учет стал востребован российскими
предприятиями только в последние годы.
Но не только функциональными и
методологическими преимуществами зарубежных программных продуктов объясняется их
популярность на российском рынке. С развитием рыночной экономики начинает
отчетливо проявляться стремление российских предприятий выходить на
международный рынок, повышать капитализацию, привлекать западных инвесторов и
т.д. И вот здесь возникает целый ряд объективных причин, которые создают
предпосылки для принятия решения руководством российских предприятий о внедрении
зарубежных информационных систем.
Во-первых, в мировой практике
существуют стандартные процедуры для компаний, которые выводят свои акции на
международный фондовый рынок. Такие компании должны проходить соответствующий
аудит, вести определенным образом поставленный финансовый учет и т.д. Кроме
того, взаимодействие с западными партнерами в рамках международного торгового
сообщества, возникновение хозяйственных связей с западными компаниями обязывает
российские предприятия иметь соответствующие учетные системы. И западные
программные продукты в этом отношении оптимальны.
Во-вторых, нередко одной из
главных целей проекта внедрения информационной системы является повышение
капитализации компании. Обращаясь к опыту так называемых лучших мировых практик,
предприятия выбирают признанные в мире программные продукты, которые уже
зарекомендовали себя как системы, позволяющие повысить эффективность управления
компанией, обеспечить необходимую информационную поддержку ведения бизнеса.
Использование на предприятии продуктов такого класса является для инвесторов и
будущих партнеров определенным залогом того, что управление предприятием может
быть построено грамотно, что обеспечивается защита интересов акционеров и т.д.
Таким образом, внедрение
западной системы определенным образом влияет на повышение инвестиционной
привлекательности и капитализации компании. Российские программные продукты пока
в перечень ведущих информационных систем управления не входят. В настоящее время
вообще отсутствует международная оценка российских систем.
Определенное влияние на выбор
системы оказывает и сложившееся в бизнес-сообществе мнение о преимуществе
практики внедрения систем зарубежной разработки.
Таким образом, в настоящее время
российские компании, которые планируют интенсивное развитие, выход на
международный рынок, привлечение иностранных инвесторов и т.д., по ряду
объективных причин приходят к выводу о целесообразности внедрения информационной
системы управления предприятием западной разработки, причем получившей мировое
признание. Стремление выйти на определенный уровень развития бизнеса,
утвердиться в определенном статусе создает предпосылки к выбору системы
соответствующего уровня и "статуса". Предприятия могут использовать эти системы
не в полном объеме или в сочетании с российскими системами, но в любом случае
они с большой вероятностью будут их применять.
"Секрет фирмы", № 21, 2003