Российские ИТ-компании стремительно укрупняются. Цель
— соответствовать запросам клиентов, решить кадровый вопрос и дать бой
стремящимся на наш рынок конкурентам-иностранцам
По российской отрасли
ИТ-интеграции и консалтинга прокатилась волна слияний
и поглощений. Об объединении 10 апреля объявили
TopS BI и «Систематика», а всего через неделю состоялось слияние
IBS (консалтингового подразделения одноименной группы компаний)
и консалтинговой группы «Борлас». Эти события существенно выделяются
в ряду более мелких сделок — нынешней весной сливаются настоящие
гиганты (по российским меркам). Только путем поглощений они получат
шанс дотянуться до компаний мирового уровня.
Обороты TopS BI и «Систематики» в прошлом году
составили 70 млн и 160 млн долларов, а IBS и «Борлас» — 277 млн
и 115 млн соответственно. После объединения численность сотрудников
«Систематики» приблизится к тысяче, а IBS и «Борлас» — к 2,8 тыс.
человек. Схожи и конфигурации сделок — обе они совершены путем обмена
акций компаний-участниц на доли в объединенных компаниях
без денежных выплат. Оба слияния сопровождались оптимистическими
заявлениями о грядущем синергетическом эффекте, снижении издержек,
плодотворном объединении усилий и т. д. Но главная причина слияний все
же в другом. Президент консалтинговой группы «Борлас» Алексей
Ананьин рассказал, что запросы заказчиков ИТ-услуг
становятся сложнее и в хорошем смысле изощреннее — исполнитель должен
обладать более широким спектром компетенций. С Ананьиным согласен
генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников: «Компании
путем приобретений добавляют себе компетенции по недостающим
технологиям».
При этом альтернативный путь — набрать людей для
развития дополнительных направлений внутри компании — практически
отрезан: отрасль находится в жесточайшем кадровом кризисе. Найти
сейчас в Москве квалифицированного специалиста в области
ИТ-консалтинга и услуг, не прибегая к хедхантингу, практически
невозможно. Неслучайно ИТ-компании активнее других
открывают базовые кафедры в российских вузах, чтобы привлекать кадры
прямо со студенческой скамьи. Но и за них уже идет жестокая
конкуренция: например, на факультете бизнес-информатики
ГУ-ВШЭ сегодня действуют кафедры 1C, IBS, Microsoft, SAP, ЛАНИТ, идет сотрудничество
с Accenture, Luxoft, КРОК и целым рядом других.
Внедрение программных продуктов класса ERP, CRM — это
лишь вторая, причем менее прибыльная часть бизнеса
ИТ-консультантов. Основную часть денег «внедренцы» получают
за «методическую подготовку» — в компании выстраивается функциональная
структура, упорядочиваются бизнес-процессы и штатное
расписание. И лишь потом на эту упорядоченную структуру накладывается
какое-либо ИТ-решение. «Нет смысла
автоматизировать хаос» — эту мантру любят повторять все
ИТ-консультанты. И это неслучайно — упорядочение
управленческого хаоса и разгребание корпоративных авгиевых конюшен
приносит им львиную долю доходов.
Эти доходы даются нелегко. Если при построении
ИТ-инфраструктуры, поставке «железа» или закупке лицензий
на программы компания может следовать четко определенным методикам,
общеизвестным протоколам и стандартам, то каждый проект
по методической подготовке уникален. Единственный фактор успеха здесь
— квалификация персонала и грамотное управление проектом.
Более того, крупные заказчики имеют склонность
отдавать предпочтение столь же крупным подрядчикам — они на виду,
их успехи и неудачи известны, они дорожат своей репутацией и не меньше
заказчика заинтересованы в успехе проекта. Алексей Ананьин говорит:
«Некоторые заказчики верят, что крупный подрядчик в случае чего вернет
деньги. Они что-то слышали о судебных исках
к исполнителям проектов за рубежом, но не знают, что никто еще никаких
денег никому в такой ситуации не вернул». Практически единственными
гарантиями успеха проекта становится портфолио подрядчика и его забота
о репутации.
Еще одна угроза для отечественных ИТ-компаний
— активизация зарубежных игроков на российском рынке. Помимо бренда,
опыта и финансовой мощи у иностранцев есть как минимум еще один важный
козырь — они готовы предложить клиенту самый широкий спектр услуг
и решений. Большинство компаний уровня Accenture или Deloitte умеют
внедрять и SAP, и Oracle, и Microsoft, и целый ряд других решений,
в то время как большинство российских игроков сегодня работают лишь
с одним из вендоров. Генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий
замечает: «Если мы и проигрываем международным брендам, то только
тогда, когда у них больше опыт, солиднее экспертиза». И снова слияние
становится наименее болезненным выходом из положения.
Алексей Ананьин отмечает, что после состоявшихся
сделок в российской отрасли ИТ-услуг практически
не осталось кандидатов на слияние. Большинство других крупных
российских интеграторов занимается строительством
ИТ-инфраструктуры (наладкой серверов, сетей, прикладных
программ) и меньше связано с консалтингом и внедрением управленческих
ИТ-систем. Впрочем, ставить точку пока рано. По мнению
Йована Марьяновича, управляющего директора SAP в СНГ,
«консалтинговый бизнес в России переживает пору взросления, и для
вхождения в пору зрелости ему еще понадобится около пяти лет при
сохранении нынешних рыночных тенденций». Если иностранные
ИТ-консультанты не испугаются объединенной «Систематики»
и союза IBS с «Борласом» (именно так скорее всего и будет), а «вышка»
не увеличит прием студентов, то через пару лет отрасль может настичь
новая волна слияний. Все-таки компаний, занимающихся
ИТ-консалтингом, у нас по-прежнему больше
одной.