Сегодня ERP-системы, обеспечивающие интеграцию основных информационных потоков и бизнес-процессов предприятия, воспринимаются как привычное и должное, почти как инфраструктурная необходимость. Однако в начале ERP-бума, которое в России пришлось примерно на 2003−2004 годы, они несли в себе существенный заряд инноваций. ERP проповедовали идеологию прозрачности производственных, коммерческих и финансовых операций для менеджмента компании. Они послужили техническим, но важным инструментом переноса мировых практик управления на национальную почву.
«Однако сейчас игроки большинства отраслей завершили первичную автоматизацию и многие из них оказались перед необходимостью повысить эффективность более специфических процессов», – говорит директор по маркетингу компании «АйТи» Дмитрий Ведев. На рынок выходят вертикальные решения – ИТ-продукты, аккумулирующие опыт тонкой настройки специфических бизнес-процессов для конкретной отрасли.
В поисках нового
Вертикальные продукты позиционируются их разработчиками и внедренцами как набор «лучших практик» (best practices) в определенной сфере производства, торговли или сервисного бизнеса. С одной стороны, в этих системах заложена четкая идеология: эффективность бизнеса можно повысить, если воспользоваться обобщенным, усредненным опытом тех, кто работал в отрасли до тебя и добился успеха. «В вертикальных решениях наши клиенты ищут некую экспертизу, компетенции, которые накапливались в отрасли годами, но приобрести их необходимо за достаточно короткий промежуток времени», – отмечает региональный директор по Северо-Западу Columbus IT Игорь Худяков. «Положительный эффект от внедрения отраслевых решений, а в особенности тех, которые прямо затрагивают основные производственные процессы компании, проявляется довольно быстро», – подтверждает Дмитрий Ведев.
«Вертикальная» идеология сама по себе предполагает определенный формат бизнес-процессов и ряд требований к ним. С другой стороны, в вертикальные ИТ-решения заложены способы улучшения рутинных процедур за счет их автоматизации, и здесь требуется обобщение прошлого опыта. Но это уже опыт разработчика, который провел серию внедрений своей системы на разных предприятиях отрасли, постоянно адаптируя решение, прорабатывая тонкости и детали, не поддерживаемые базовой программной платформой.
Отраслевые решения предлагаются как для крупных, так и для средних по размеру предприятий, и практически любой крупный поставщик стремится охватить как можно больше отраслей и бизнес-направлений. К примеру, у SAP так называемых «отраслевых пакетов» более 25, а в Microsoft выделили 12 магистральных направлений развития вертикальных продуктов. Значительная часть отраслевых решений – это вертикальные интегрированные системы, построенные на базе ERP-платформы. В этих ERP-системах присутствуют все основные блоки (финансы, склад, закупки и т.д.), но заложены также схемы управления ресурсами и бизнес-операциями, характерные для конкретной отрасли, а порой добавляются и специфические модули.
Российские просторы
На российском рынке интегрированных решений, позиционируемых как вертикальные, довольно много. В основном поставщики реагируют на спрос, а спрос на отраслевые продукты, по словам Игоря Худякова, чаще всего исходит от предприятий тех отраслей, где сложилась максимально конкурентная среда. Это торговые сети, дистрибуторы, логистические компании, телекоммуникационные компании, производители потребительских товаров.
Острая конкурентная борьба характерна и для банковской и страховой деятельности, но в этих сферах настоящих отраслевых продуктов еще не появилось (разработки скорее ориентированы на конкретных клиентов). Зато уже предлагаются вертикальные решения для тех отраслей, где конкуренция не достигла пика, однако управление отличается существенной спецификой. «К этой категории следует отнести химические и машиностроительные производства, нефтегазовые компании, которые традиционно использовали специализированные решения», – говорит Дмитрий Ведев.
Правда, количество само по себе не означает качество. Далеко не у всех российских поставщиков есть достаточный опыт работы с предприятиями той или иной отрасли. Поэтому они нередко называют вертикальным решением или базовый продукт, прошедший определенную адаптацию к условиям отрасли, или систему, построенную с нуля и затем апробированную на двух-трех предприятиях. Однако идея отраслевого продукта в этом случае несколько размывается: вместо концентрированного набора лучших практик заказчик получает обобщенный опыт нескольких компаний, который не обязательно оптимален.
Но даже в тех случаях, когда ведется серьезная работа над продуктом, готовую, законченную систему предложить сложно. «Создание „коробочного“ решения на вертикальных рынках в России затруднено, в первую очередь из-за большого разнообразия бизнес-моделей даже в рамках одной отрасли. Поэтому российские разработчики выбирают промежуточный вариант – вертикальные решения, которые требуют не просто инсталляции и обучения пользователей, но настройки системы под конкретные нужды предприятия», – объясняет директор департамента Axapta компании «КОРУС Консалтинг» Михаил Токарев. А такая адаптация – это дополнительные затраты и усилия.
Есть и другая проблема – «тиражные» вертикальные решения построены в основном на опыте западного бизнеса. Конечно, обращение к таким продуктам – это магистральный тренд и в перспективе все больше отечественных компаний будут готовы пользоваться системами от иностранных поставщиков. «Разработка отраслевого решения требует немалых инвестиций, поэтому поставщикам выгоднее продвигать продукт, в котором уже прописаны лучшие международные бизнес-практики, а клиентам – использовать такое решение», – считает директор российского подразделения Microsoft Business Solutions Евгений Воронин. Однако сегодня многим предприятиям сложно отказаться от наследия прежних управленческих процессов, некоторые из которых сохранились еще с советских времен. Это характерно для крупных, немодернизированных предприятий, таких, например, как грузовые порты. Им придется либо проводить тотальный реинжиниринг бизнес-операций, либо, что вероятнее, заказывать решение «под себя».
Реформаторы и стартапы
Из сказанного вытекает: интегрированные вертикальные решения прежде всего подходят тем, кто проводит реструктуризацию бизнеса и нуждается в инструменте, позволяющем реализовать сразу целый пакет новаций. К примеру, территориальные энергетические компании находятся сейчас в состоянии реформирования и на этом рынке возник большой спрос на типовые программные разработки.
В то же время отраслевые продукты выгодны компаниям, которые не ставят целью полный реинжиниринг, но могут в силу небольшого масштаба без ущерба подстроить свои бизнес-процессы под модель, заложенную в системе. Например, петербургская компания «Ленрианта» (сеть магазинов duty-free) внедрила IBS Retail для розничной торговли в качестве базового ИТ-решения, обеспечившего единое информационное пространство предприятия.
Наконец, вертикальные системы интересны предприятиям, которые находятся в процессе выхода на новый рынок, то есть начинают работу с чистого листа, без багажа старых бизнес-процессов. «Если ваша цель – первичная организация бизнеса (например, открытие сети магазинов), разумнее всего воспользоваться услугами по внедрению существующего отраслевого решения», – отмечает Михаил Токарев. «Один из ярких примеров отраслевого подхода – внедрение решения KORUS Retail for Axapta в компании Daily Foods (торговая сеть «Дейли»). Проект создания информационной системы управления был заложен еще на этапе формирования бизнес-плана», – рассказывает Евгений Воронин.
В принципе, отраслевые решения могут подойти и другим предприятиям, однако в таком случае стоит готовиться к доработке, которая может оказаться сложной, долгой и дорогой. Конечно, ни сегодня, ни в будущем вертикальные решения не удовлетворят 100% запросов на автоматизацию бизнеса. В любом случае бизнес-софт требует настройки: даже отраслевые решения в среднем удовлетворяют 60−70% потребностей предприятия, а остальное приходится на долю «тюнинга». Но есть предел, за которым внедрение вертикального решения утрачивает экономическую обоснованность. Нередко в силу специфики бизнеса сама идеология отраслевого продукта неприемлема для компании и его доработка требует слишком больших затрат.
«Если есть бизнес-процессы, которые компания считает своими конкурентными преимуществами, ключевыми факторами успеха и которые не вписываются в модель отраслевого решения, выгоднее взять базовую платформу и перенастроить, перепрограммировать ее под себя, – считает Игорь Худяков. – Один из наших клиентов, Компьютер-центр „КЕЙ“, отказался от установки вертикального решения. Методология, которую они использовали, к примеру, при формировании заказов, была очень своеобразной, в то время как наше отраслевое решение предусматривало другой вариант. Но компания решила, что лучше сохранить свои ключевые компетенции и не подстраиваться под систему».
По особым поручениям
Скорее всего, со временем ассортимент интегрированных вертикальных систем будет расширяться, а компании-консультанты научатся более гибко маневрировать и за счет своего богатого арсенала подстраивать отраслевые решения под бизнес заказчика. Но и при таком сценарии интегрированный продукт не будет единственным вариантом. Вопрос, что лучше, единая система или совокупность специализированных и связанных друг с другом приложений, – вечная проблема автоматизации бизнеса, которая не имеет однозначного решения. Так же обстоит дело и при выборе отраслевой ИТ-системы. Если в компании установлено базовое интегрированное решение, но его явно недостаточно, можно искать более сложный продукт, либо дорабатывать уже внедренную систему, либо «закрыть» узкие места на основе специализированных приложений.
Такие приложения также относятся к вертикальным, но они не претендуют на интеграцию всех бизнес-операций. Специализированные решения сосредоточены на автоматизации критически важных для отрасли блоков и предлагают набор «лучших практик» исключительно в этой области. Подобные решения актуальны, например, для машиностроения (системы техобслуживания и ремонта), энергетики (системы коммерческого учета электроэнергии), дистрибуторов и логистических компаний (системы управления складом) и т.д. Достигается некоторый баланс стоимости и глубины проработки бизнес-процессов. Выбор между интегрированными отраслевыми системами на практике представляет собой своего рода «вилку» – одни продукты обеспечивают в основном базовую функциональность, другие более насыщенны, но и значительно более дороги. Внедрение специализированной системы позволяет избежать этого дуализма и построить вертикальное решение путем интеграции отдельных компонентов, причем начать можно именно с ключевых для бизнеса проблем.
По этому пути пошла сеть магазинов «Дикси», внедрившая систему управления товародвижением и складом G.O.L.D. Два основных блока G.O.L.D. интегрированы с доработанным финансовым модулем из Microsoft Axapta. По словам генерального директора сети Виталия Ключникова, в «Дикси» рассматривали возможность внедрения интегрированных отраслевых решений от SAP и Oracle (Retek). Но первая система не подошла из-за специфики управления весовым товаром, вторая – прежде всего из-за стоимости. По мнению Ключникова, использование узких, специализированных решений – сегодня основной тренд в автоматизации российского ритейла. «Дикси» такой подход помог оптимизировать управление товарными запасами и снизить издержки, повысить эффективность работы распределительных центров и в конечном итоге поднять объемы продаж.
Технология выбора
При выборе поставщика вертикального решения и консультанта по внедрению следует руководствоваться в первую очередь их репутацией и опытом работы в соответствующей отрасли, а не заявленной ценой и сроками проекта. «Никакой тендер, никакое сравнение не даст ответа, с кем проект будет эффективно и качественно реализован», – говорит Игорь Худяков.
При выборе партнера нужно учитывать также характер отношений между интегратором и поставщиком системы. К примеру, в программе Microsoft Industry Builder участвуют 12 партнеров – их отраслевые продукты вендор контролирует непосредственно, включая затем полученные решения в свой прайс-лист и отвечая за их качество и поддержку; второй уровень – это сертификация решений интеграторов по программе ISV (здесь требования ниже), и третий уровень – решения, которые вообще не сертифицируются.
Не менее важны детали внедрения отраслевого продукта в конкретных компаниях. Возможно, по заявленным характеристикам разработка выглядит «продвинутой», но не пользуется популярностью (основная масса игроков рынка использует другие системы) либо, напротив, она внедрена на многих предприятиях отрасли, но по сути представляет собой платформу, а не готовое решение и в большинстве случаев нуждается в серьезной доработке. Ни то ни другое не является минусом само по себе, но оба обстоятельства дают повод задуматься о целесообразности внедрения такой системы. Ничто не мешает дорабатывать программу и самостоятельно искать инструменты оптимизации, однако такой подход уводит от идеологии вертикальных решений в сторону разработок под заказ, которые требуют серьезных инвестиций и крайне продуманной ИТ-стратегии.
http://www.expert.ru