Внедрение iRenaissance.ERP как способ сертификации на соответствие ISO 9000
Сопоставляя список элементов качества, на которые распространяются требования стандартов ISO 9000, с процедурами внедрения корпоративной информационной системы (КИС), можно обнаружить, что они отражают наиболее типичные бизнес-процессы, в той или иной мере имеющие отношение к качеству выпускаемой продукции. Таким образом, мы приходим к основополагающей идее ISO 9000: система качества предполагает построение такой структуры управления процессом производства, которая гарантирует выпуск качественного продукта в любой момент, пока система действует. Итак, функционально, стандарты семейства ISO 9000 связаны с обеспечением качества системы управления производством изделия.
Создание и внедрение системы качества на предприятии состоит из следующих этапов:
- обследование организации, выявление несоответствий и узких мест в бизнес-процессах и выдача рекомендаций по возможным путям устранения несоответствий;
- организация проекта создания и внедрения системы качества, проведение обучения участников проекта от заказчика;
- разработка документации системы качества и ее внедрение в подразделениях предприятия;
- подготовка внутренних аудиторов и проведение плановых внутренних аудитов качества в подразделениях;
- подготовка к сертификации и проведение сертификационного аудита качества;
- международная сертификация системы качества.
Итак, внедрение ISO 9000 почти всегда влечет за собой серьезный бизнес-реинжиниринг организации. Сама идея реинжиниринга вплотную связана с внедрением информационных технологий. Ведь программные продукты как для оптимизации бизнес-процессов, так и для их поддержания давно и успешно применяются.
Что же необходимо для внедрения полноценной системы качества? Формально, или, как говорят сами специалисты по ISO 9000, в узком смысле, это обязывает предприятие задокументировать всю свою деятельность по вышеуказанным 20 направлениям, а также (и это немаловажно), обеспечить реальное функционирование бизнес-процессов в организации в полном соответствии с ними. Конечным этапом становится проверка соответствия разработанной системы управления требованиям 5SO 9000 и сертификация системы качества соответствующей аудиторской фирмой. Иными словами, необходимо продемонстрировать, что управленческие процедуры, прописанные в документации, реально работают.
Форма изложения документов, необходимых для сертификации системы качества предприятия, не имеет строгой регламентации. Тем не менее, обычно многие инструкции (их может быть несколько десятков) представляют собой набор таблиц с указанием субъектов производства и их взаимодействия в той или иной ситуации и по содержанию во многом аналогичны диаграммам, построенным в соответствии с методологией серии IDEFx и часто используемым для формального представления схемы функционирования предприятия на этапе его информационного обследования при постановке задачи на разработку и внедрение КИС. Таким образом, можно сделать вывод, что в самой документации, которую так или иначе приходится разрабатывать, уже может содержаться часть проекта реинжиниринга и внедрения КИС. Все вышеизложенное позволяет говорить о внедрении программных технологий корпоративного уровня и сертифицированной системы качества как о единой проблеме.
Можно достаточно уверенно утверждать, что на сегодняшний день внедрять системы управления документами на промышленных предприятиях целесообразно только в соответствии с требованиями !SO 9000 или хотя бы с учетом этих требований. При внедрении и поддержании системы качества могут потребоваться программные продукты по крайней мере трех классов: комплексные системы управления предприятием (автоматизированные информационные системы поддержки принятия управленческих решений), системы электронного документооборота, а также продукты, позволяющие создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности. Сюда же можно отнести системы нижнего уровня класса ДСУТП и САПР, продукты интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное исключительно на подготовку и поддержание функционирования систем качества в соответствии со стандартом ISO 9000 (продукты этой группы достаточно распространены на западном рынке и пока совершенно неизвестны в России). Как считают многие аналитики, опираясь в частности на зарубежный опыт, предприятиям с числом работающих более 800 человек в принципе невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении систем качества.
Итак, система качества как часть системы управления предприятием, сможет эффективно работать и приносить наибольшую выгоду, если ее поддерживают современные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, разработанные и внедренные на предприятии в строгом соответствии со спецификой его запросов и уровня развития, а внедрение АСУ и системы качества происходит взаимоувязано.
В этом случае, по мнению многих аналитиков:
- сокращается время внедрения как системы качества, так и поддерживающей ее автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений (до 50%);
- повышается эффективность работы обоих систем (до 80%);
- уменьшается выхода обоих систем на проектную мощность и сокращается срок окупаемости систем (до 50%);
- повышается инвестиционная привлекательность предприятия, поскольку в промышленно развитых странах правилом является именно совместное использование таких систем.
Взаимная увязка этапов разработки системы качества и корпоративных информационных систем поддержки принятия управленческих решений является сегодня одной из ключевых идей технологии развития предприятия. Решения этой проблемы включают в себя:
- использование и системой качества, и КИС поддержки принятия управленческих решений одной и той же бизнес-модели предприятия, построенной на этапе его информационного обследования, это существенно сэкономит и время, и затрагы на внедрение обеих систем;
- поддержку большинства функций системы качества автоматизированной системы поддержки принятия решений, что также повышает эффективность внедрения обеих систем.
Элементы качества, регламентированные стандартами ISO 9000
- Ответственность руководства
- Система качества
- Анализ контракта
- Управление проектированием
- Управление документацией
- Закупки продукции
- Продукция, предоставленная потребителям
- Идентификация продукций и прослеживаемость
- Управление процессами
- Контроль и проведение испытаний
- Контрольное, изнурительное и испытательное оборудование
- Статус контроля и испытаний
- Управление несоответствующей продукцией
- Корректирующие и предупреждающие действия
- Погрузочно-разгрузочное работы, хранение, упаковка и поставка
- Регистрация данных о качестве
- Внутренние проверки качества
- Подготовка кадров
- Техническое обслуживание
- Статистические методы
http://www.interface.ru
ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:
Low-сode платформа ТУРБО для высоконагруженных приложений
Российский софт: когда гром грянул
Грядет битва за наследство SAP
Внедрение 1С:ERP в условиях импортозамещения
Low-code BPM-система ELMA4
Н. Касперская: "Сейчас импортозамещение – не просто фигура речи, а необходимость"
AVA ERP: Про планирование продаж
1С: ERP World Edition
Платформа "Визари" (Visary)
Презентация новой версии CREATIO 7.18
AVA ERP: Планирование производства по узкому месту
Market.CNews опубликовал первый в России рейтинг ERP-систем
Мобильный клиент 1С:ERP. Обзор и начало работы
Dolibarr Open Source ERP and CRM - Web suite for business
1С:ERP – новое в версии 2.5.7
Главные анонсы Microsoft на Ignite 2021
Автоматизация производства. Odoo ERP.
Система Omega Production - информационная система управления промышленным производством
10 советов по выбору и внедрению ERP
Генеральный директор SAP CIS рассказал, что изменилось на рынке корпоративных ИТ-решений в 2020 году
Обзор Microsoft Dynamics 365 Business Central
Введение в Dynamics 365
ERP для финансовых организаций. Oracle EBS, FAH
Импортозамещение в IT. Российская ERP МА-3
ТУРБО в Райффайзенбанке: опыт использования |