Любому руководителю необходимо "видеть" свой бизнес в целом, чему очень способствуют комплексные системы управления, уже давно используемые в медицине. В последнее время все большую популярность приобретают системы для автоматизации стоматологических клиник и отдельных зуботехнических лабораторий. Однако выбрать оптимальное решение непросто.
Современная стоматологическая клиника работает 7 дней в неделю, оказывая все виды
лечебной, диагностической и консультационной помощи. Помимо растущей конкуренции, работу на
этом рынке характеризует множество специфических особенностей. Так, страховые компании,
банки, выдающие кредиты на лечение и протезирование, требуют специализированную отчетность.
Вместе с тем, и пациенты хотят получать отчет о лечении с указанием точных сумм, а также
документы для налоговой инспекции для удержания потраченных денег. Руководству клиники
необходимо "видеть" свой бизнес в целом, оперативно выявлять различные проблемы, отслеживать
и пресекать случаи злоупотребления, недостачи материалов и т. п. В этой ситуации
стоматологические клиники уже не могут позволить себе вести учет "по старинке" – в амбарной
книге или в файлах Excel, как это делалось раньше.
Современная система автоматизации для стоматологии должна стать эффективным инструментом,
позволяющим автоматизировать все бизнес-процессы отрасли, вне зависимости от формы
собственности, размера и специализации конкретной стоматологической клиники. Существующие на
ИТ-рынке известные мощные решения класса ERP (например, SAP/R3, Oracle e-Business Suite,
Microsoft Navision/Axapta и пр.) предназначены, как правило, для автоматизации крупных
нефтегазовых, металлургических или финансовых корпораций с годовым оборотом, превышающим
миллиарды евро. В определенной степени это относится и к известным российским решениям
(например, система управления "Галактика").
Состояние рынка ИТ-стоматологии
Среди систем управления больничными комплексами, известных в России (например "Медиалог",
"Интрамед" и пр.), также нет эффективного функционально законченного блока управления
стоматологической клиникой (отделением). Нам известно только об одном примере решения для
автоматизации деятельности стоматологии, созданного крупным российским разработчиком ПО, —
это "1С: Стоматология". Однако по ряду причин это ПО не смогло разделить успех флагманского
продукта "1С: Бухгалтерия".
Почему крупнейшие разработчики ПО, в том числе специального медицинского, не готовы
предложить эффективное и функционально сбалансированное решение для автоматизации
стоматологии? По мнению автора, основные причины такой ситуации заключаются в том, что
предметная область медицины вообще, и стоматологии в частности, представляет собою очень
сложный объект для анализа и, как следствие, для составления адекватной бизнес-модели и
создания соответствующего ПО. Естественно, построение любых сложных систем, тем более систем
управления, требует значительных ресурсов (финансовых, временных, персонала). Известно, что
стоимость лицензии на 1 рабочее место для систем ERP превышает $ 1.500 (решения
отечественных компаний приближаются к этой сумме). Владельцы стоматологических клиник в
настоящее время объективно не готовы к такому уровню затрат на ИТ, в отличие от заказчиков
из нефтегазового или металлургического секторов экономики, обладающих внушительными
ИТ-бюджетами.
Сейчас на рынке СУСК (системы управления стоматологическим комплексом) достаточно
предложений как от российских, так и от зарубежных разработчиков. Это не самые крупные
игроки рынка ПО, но их решения устраивают заказчиков по основным критериям: стоимости и
функциональным возможностям. Приятно отметить, что, по мнению менеджеров большинства
стоматологических клиник, российские СУСК превосходят зарубежные решения по многим
параметрам.
Название системы |
Разработчик |
Количество внедрений |
Минимальная цена
лицензии, $, вариант: |
автономный |
сетевой |
Dental-4-Windows |
Centaur Software
Development |
Более 200 |
950 |
1300 |
«Дент» |
«АП-Дент», Екатеринбург |
280 |
350 |
650 |
«Инфо- дент» |
SDS, Москва |
Более 200 |
250 |
950 |
Master- Clinic |
«Российский стомато- логический
портал», Петербург |
20 |
300 |
990 |
Источник: CNews Analytics, 2006
Определить объем рынка систем автоматизации стоматологических клиник достаточно сложно,
однако, по оценкам разработчиков MasterClinic, общий уровень проникновения таких комплексов
в крупных городах на сегодняшний день не превышает 10%. При этом только в Санкт-Петербурге
действует более 1 тыс. клиник. Права на ошибку практически нет – на любом крупном
перекрестке работает 3–4 стоматологические клиники, где с радостью примут пациентов,
обиженных у соседа-конкурента. Стоматологические клиники уже не могут позволить себе вести
учет "по старинке" в толстых тетрадках "в клеточку", так как менеджменту необходимо
оперативно принимать решения по управлению бизнесом, стоимость которого достигает миллионов
евро. В этих условиях менеджмент должен демонстрировать высокую скорость и качество
принимаемых управленческих решений, что достаточно сложно без внедрения эффективной системы
управления клиникой, поэтому развитие таких систем можно считать перспективным.
Тем не менее, спрос на системы автоматизации стоматологии пока нельзя объективно назвать
взрывным. Здесь существуют те же проблемы, что и на российском ИТ-рынке в целом. Основные
причины, препятствующие быстрому развитию автоматизации в стоматологии, следующие:
во-первых, это ограниченное использование ИТ в клиниках, невысокий общий уровень
"компьютерной грамотности" населения вообще и персонала клиник в частности. Затем, это
сложность восприятия ИТ как инструмента менеджмента. Часто руководство клиники не понимает,
как именно "неосязаемое" ПО может эффективно помочь в решении целого комплекса проблем.
Далее, непонимание необходимости расходов на лицензионное ПО. Руководство клиники часто
полагает, что покупка за 60 рублей одного компакт-диска "все в одном" в ближайшем подземном
переходе поможет построить надежную и безопасную ИТ-инфраструктуру. Также не хватает
наглядности при демонстрации работы ПО: часто можно услышать вывод, что "система вообще не
работает", если в демо-версии нет чего-то, что хочет увидеть заказчик. Максимально полно
оценить аналитический блок СУСК можно только на рабочем массиве данных, в реально работающей
клинике. Далее, сложность "быстрой обратной связи" и внесения изменений: для планирования
изменений в ПО разработчикам приходится постоянно быть в курсе текущих изменений в целом
ряде областей: в медицине, бухучете, в страховых правилах и пр. Авто настоятельно
рекомендует регулярно устраивать "круглые столы", семинары и конференции, которые помогут
сблизить интересы пользователей и разработчиков.
Выбор решения
Системы для стоматологии условно можно разделить по функциональным возможностям на 2
класса: ориентированные на лечебный процесс и универсальные. Первый тип сфокусирован
исключительно на блоке лечения, иные виды учета (материальный, финансовый, страховой,
административный) затронуты в нем более чем скромно. Такие комплексы достаточно просто
внедряются (по уверениям разработчиков), но в процессе дальнейшего использования работникам
клиники приходится вручную выполнять многие расчеты и готовить значительную часть
отчетности. На решениях второго класса стоит остановиться подробнее. Наиболее популярными в
Российской Федерации являются системы Dental-4-Windows, "Дент", "Инфодент" и MasterClinic.
Часто руководство клиники не понимает, как именно "неосязаемое" ПО может эффективно помочь в решении целого комплекса проблем
По функциональности все они примерно схожи. В каждой системе присутствуют функции,
востребованные любой стоматологической клиникой: ведение картотеки пациентов, расписания
приема, учета оказанных услуг, ведение истории болезни, расчеты со страховыми компаниями,
различные финансовые и статистические отчеты. Последних, например, в MasterClinic
насчитывается свыше 150. При этом в некоторых системах, например, в "Дент", часть функций,
таких как учет и оформление больничных листов, вынесена за пределы основного программного
модуля системы и распространяется за отдельную плату, которая составляет от $ 50 до $ 300.
Однако прежде всего потенциальному покупателю нужно определиться с требованиями к
системе, которые во многом связаны с масштабом бизнеса. Приоритеты небольшой частной клиники
в 3-4 кабинета будут отличаться от требований крупных стоматологий с сетью филиалов или
лечебных учреждений, оказывающих наряду с услугами дантистов также общемедицинские и,
например, косметологические. Если в первом случае определяющим является качество реализации
стандартного функционала, то для клиентов со сложной организационной структурой на первый
план выходят такие задачи, как организация работы нескольких касс и складов, автоматический
контроль направлений пациента между специалистами, возможность записи на прием в любой из
филиалов сети и т. д.
Некоторые компании-разработчики, например, "АП-Дент" и SDS, системы которых позволяют
организовать работу нескольких отделений, имеют в своем арсенале также отдельные пакеты для
зуботехнических лабораторий и косметологии. Это может быть удобно при автоматизации
поликлиник.
Помимо функциональности и стоимости, при выборе решения для стоматологии важными являются
также такие параметры, как требования к аппаратному обеспечению, влияющие на совокупную
стоимость владения ПО, техническая поддержка, возможности интеграции с другими программными
продуктами. Следует отметить, что системные требования у некоторых рассмотренных выше систем
более чем скромные. Так, "Денту" требуется процессор Рentium-III с оперативной памятью 128
Мб и жесткий диск объемом 40 Гб, а для MasterClinic вполне достаточно процессора
Celeron-1000 и винчестера на 20 Гб.
Однако в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя. Так, несмотря на то, что
рассматриваемые решения обычно включают в себя возможности управления складскими запасами,
расчета заработной платы, интеграция со специализированным бухгалтерским ПО здесь оставляет
желать лучшего. "Дент" предусматривает загрузку справочников из "1С" с помощью отдельной
утилиты стоимостью $50. А в MasterClinic взаимодействие с продуктами "1С" возможно только
через "Copy/Paste".
Помимо стоимости самой системы, очень важную роль играют до- и послепродажный сервис,
возможность для заказчика оперативно получить полный спектр услуг по внедрению системы в
клинике – от консультаций по закупке оборудования до обучения персонала. Разработчики или
дистрибьюторы рассмотренных систем предлагают услуги по внедрению и адаптации систем к
условиям конкретной клиники, а также длительную техническую поддержку, как дистанционно, так
и с возможностью выезда специалиста.
Российские разработчики обычно стремятся не только настраивать системы под конкретного
заказчика, но разрабатывают дополнительные модули на заказ. При этом регулярно выходят
обновления, включающие последние доработки. Частота обновлений меняется в диапазоне от 1
раза в 2 месяца ("Дент", "Инфодент") до 1 раза в неделю, как в MasterClinic. С одной
стороны, частые обновления могут быть полезны, так как в данном случае у заказчика всегда
установлена последняя версия продукта, а с другой, это может быть не всегда удобно.
Будущее автоматизации стоматологии
В заключение попытаемся оценить тенденции развития автоматизации современных
стоматологических клиник на ближайшие 2–3 года. Дальнейший рост конкуренции и появление
новых прекрасно оснащенных клиник постепенно приведет менеджмент к пониманию роли
современных ИТ в процессе управления. Особо приятно отметить появление в клиниках
профессионально подготовленных менеджеров, имеющих специальное бизнес-образование.
Наибольшим спросом будут пользоваться решения, которые смогут доказать высокую эффективность
вложений в ИТ при солидном успешном опыте работы на этом узком и весьма специфическом рынке.
Скорее всего, новые игроки на этом поле не появятся, так как стоимость создания новой
системы превышает 500 тыс. евро и занимает несколько лет.
Расширение функций систем автоматизации стоматологии будет идти по следующим
направлениям:
маркетинг (реализация и дальнейшее совершенствование CRM, SCR, OLAP, BPM), в частности,
анализ баз пациентов клиники в целях снижения оттока пациентов и привлечения новых
пациентов,
внутренний аудит (оценка и контроль лояльности персонала, оценка внутренних резервов,
минимизация потерь, расследование внутренних инцидентов), создание комплексов для смежных
областей — эстетической стоматологии, косметологии и эстетической медицины.
Уровень ценовых предложений в России будет постепенно выравниваться, и в перспективе
средняя стоимость лицензии на 1 рабочее место не превысит $ 250. Ключевым фактором выбора
систем станут уровень и качество предоставляемой поддержки, репутация компании-разработчика
и, традиционно, инсайдерская информация.
Уровень проникновения ИТ в современные клиники будет повышаться, но вероятная оценка
составит не более 30%; для новых клиник следует ожидать более высокого уровня автоматизации
– до 50%.
CNews