БИЗНЕС-СЕТЬ KINETICS CRM ERP ITSM
ЧТО ТАКОЕ ERP? НОВОСТИ АНАЛИТИКА ПРАКТИКА ERP СИСТЕМЫ ПОСТАВЩИКИ  
    


СТАТЬИ
РЕЙТИНГИ
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
ИНТЕРВЬЮ
ОБЗОРЫ
ERP МЕТОДОЛОГИЯ
   
ЧТО ТАКОЕ ERP?
ERP — это информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов >>>
 
СТАТЬИ

Внедрение ERP: как оценить результат на старте?



Внедрение ERP должно вести к повышению прибыльности компании. Но как оценить эффект от внедрения КИС на уровне проектирования, в процессе развертки и по окончании проекта? Существует большое количество разных методов, использовать которые следует с большой осторожностью.

Во время недавнего бума, когда КИС стремились внедрить все, у кого была возможность, вопрос об эффективности просто не поднимался. Считалось, что если компания приобретает самые последние IТ-разработки, то это автоматически гарантирует ей успех на рынке. Однако, по мере того как спадает ажиотаж, статистика становится все более красноречивой: по различным подсчетам, успешными можно назвать в лучшем случае не более половины внедряемых ERP-систем. А потому все больше компаний стремится оценить перспективы внедрения. Говорят, семь раз отмерь — один отрежь. Только что мерить? И как?
Существует множество методик оценки КИС на основе самых разных подходов: расчет финансовых показателей, вероятностные методы, методы с использованием менеджмента проектов и другие. Все они еще не до конца сформированы, не адаптированы к российским условиям. А потому, по мнению многих экспертов, оценка эффективности КИС в настоящее время является своего рода искусством. Но что делать, если компания вплотную подошла к решению о внедрении ERP? Самый простой выход — сначала просчитать целесообразность данного шага с помощью наиболее очевидных методов.

Во что обойдется КИС?

Итак, на предприятии есть разработанная стратегия, прописаны направления дальнейшего развития, существует понимание того, что и как должна делать ERP (без этого все дальнейшие шаги становятся бессмысленными). Нужна сама система. Зачастую финансовое руководство если не в первую, то во вторую очередь будет интересовать стоимость реализации проекта. И здесь велико искушение назвать величину расходов на программное и аппаратное обеспечение, однако, как показывают исследования, затраты на них составляют примерно 30 процентов от общего бюджета.

Чтобы получить представление о полных расходах, используются затратные методы, среди которых можно назвать определение совокупной стоимости владения (TCO, total cost of ownership), под которым понимается сумма всех затрат на внедрение и обеспечение функционирования системы до момента ее замены. Существует две основных модели расчета совокупной стоимости владения: концепция, предложенная Gartner Group, и результат совместных усилий Microsoft и Interpose.

Gartner в своей методике акцентирует внимание на том, что, помимо первоначальных затрат на собственно внедрение системы, необходимы расходы (причем довольно значительные) на то, чтобы система работала. Gartner делит все IТ-затраты на фиксированные и текущие. Фиксированные осуществляются на этапе внедрения системы, как правило, один раз в самом начале. К ним относят: стоимость разработки и внедрения проекта, первоначальные закупки основного и дополнительного ПО, первоначальные закупки аппаратного обеспечения, привлечение внешних консультантов.

Текущие затраты — расходы, обеспечивающие функционирование системы, — требуются постоянно, пока система работает. Они состоят из трех основных статей: обновление и модернизация системы; управление системой в целом (администрирование, обучение администрации и конечных пользователей, заработная плата, привлечение внешних ресурсов); «активность пользователя» (разработка приложений и дополнительные настройки, формальное и неформальное обучение, работа с данными, последствия некомпетентных действий пользователя — futz-фактор).

Казалось бы, остается только вычислить размер затрат по каждой статье. Однако далеко не все затраты легко подсчитать. По некоторым данным, основные факторы, влияющие на TCO, на 75 процентов обусловлены проблемами конечных пользователей. Причем значительная часть затрат не только не закладывается заранее, но даже нигде не учитывается. Именно на них акцентируется внимание в модели подсчета TCO, разработанной Microsoft и Interpose. Согласно этой методике, затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты предусматриваются бюджетом и планируются. К ним относятся расходы на аппаратное и программное обеспечение, управление (администрирование и проектирование), поддержку, разработку. При этом, согласно исследованиям Interpose, более 50 процентов средних расходов на IТ составляют косвенные затраты, которые не поддаются планированию и часто вообще не регистрируются. К ним относятся прежде всего пользовательские затраты (неформальное обучение, персональная поддержка, ошибки и просчеты) и простои (из-за выхода оборудования из строя или плановых профилактических остановок). В связи с резким повышением сложности информационных систем зачастую происходит непрогнозируемый рост дополнительных затрат. Однако в настоящий момент существует ряд методик управления TCO, которые при грамотном подходе позволят удержать расходы на КИС в приемлемых рамках.

Стоит ли овчинка выделки?

Размер TCO дает представление о стоимости проекта, но ничего не говорит о выгодах, следующих за его внедрением. А ведь так важно знать, ради чего все затевается, и любимый вопрос финансового директора звучит так: «Что это нам даст?». Отвечать лучше всего на языке инвестиционного менеджмента.

Проще всего оценить выгоды IТ-проекта, подсчитав наиболее важные показатели: норму возврата инвестиций (ROI), чистую текущую стоимость (NPV), внутреннюю норму доходности (IRR), срок окупаемости проекта (payback period) и другие. Все показатели позволяют сопоставить выгоды от внедрения системы с совокупными затратами, при необходимости их список может быть расширен. Наиболее популярным из них, безусловно, является ROI (Return On Investment), показывающий, эффективным ли будет внедрение данной системы, то есть окупятся ли и в какой степени затраты на проект.

При расчете приведенных показателей приоритет, как правило, отдается количественному выражению результатов внедрения КИС. Однако многие выгоды, особенно на стадии принятия решения о выборе системы, нельзя оценить в количественном выражении. В таких случаях обычно применяется Cost Benefit Analysis (CBA), сравниваются количественные и качественные выгоды от проекта с затратами на его реализацию. При этом рассматривается несколько альтернативных вариантов.

Для этого определяются критические факторы успеха (Critical Success Factors, CSF) в ключевых областях, влияющих на эффективность компании. Рассматривается состояние этих факторов до и после реализации проекта, а также необходимые для этого затраты. Учитываются как количественные, так и качественные (нематериальные) показатели. К таким показателям могут относиться, например, улучшение доступа к информации, возможность своевременно реагировать на изменения рынка, улучшение взаимодействия с поставщиками и повышение удовлетворенности клиентов. Оценить такие показатели в материальном выражении, как правило, достаточно сложно.

Помимо соотношения выгод и затрат, альтернативные варианты отличаются степенью риска и факторами, которые эти риски определяют. Причем на разных этапах внедрения на первый план выходят различные группы рисков и, соответственно, критерии их оценки. Дмитрий Чурсин, исполнительный директор «РБК-Софт», выделил наиболее распространенные критерии оценки рисков, относящихся к двум ключевым моментам.

К выбору поставщика: надежен ли поставщик, насколько соответствуют требованиям возможности программного продукта и цена внедрения, стоимость поддержки, условия договора с поставщиком. На этапе внедрения: состав рабочей команды по проекту со стороны заказчика и актуальность данных в системе.
При оценке рисков, по словам Дмитрия Чурсина, важно учитывать, что надежность поставщика страхует инвестиции от риска, что придется искать нового подрядчика на сопровождение системы и таким образом вложить дополнительно до 100 процентов стоимости решения. А также то, что выбор распространенного программного решения избавит от риска монопольной зависимости от исполнителя. Несомненно, чтобы система реально работала, очень важна интуитивность интерфейса, иначе придется увеличивать расходы на обучение и мотивацию. Наконец, невнимание топ-менеджеров к стадии проектирования может привести к катастрофическим последствиям, когда уже на этапе внедрения придется переделывать практически готовую систему, потери могут составить около 30 процентов стоимости работ. И все же главным риском является неактуальность данных в системе. Это комплексный риск, который наступает как итог сочетания многих рисков, в том числе и представленных выше. Если в бухгалтерском и налоговом блоке системы информация некорректна, проблема может выйти даже за пределы компании.

А если вообще не внедрять?

Методы инвестиционного менеджмента рассматривают внедрение ERP как проект, реализация которого в конечном счете должна принести доход предприятию. Сегодня же КИС все чаще рассматриваются не в качестве способа получения дополнительных конкурентных преимуществ, а как необходимая составляющая успешного ведения бизнеса. При этом затраты на внедрение сравниваются не с планируемыми доходами от реализации проекта, а с возможными потерями, в случае если система не будет внедрена — так называемая катастрофическая модель. Такая ситуация обычно рассматривается в качестве одной из альтернатив при CBA.

Так чем же мерить?

Все зависит от цели и размеров объекта, а инструмент найдется. Выбор методик (далеко не все из которых приведены в данной статье) зависит от цели оценки, сложности системы, а зачастую и размеров компании.

Если решение о внедрении КИС уже принято и нужно выбрать лишь из имеющихся вариантов со сходной функциональностью, то основой для выбора может служить расчет совокупной стоимости, где в качестве объекта затрат выступает информационная система в целом или рабочее место. Анализ выгодности затрат наиболее эффективен для непродолжительных или несложных организаций проектов, где ожидаемые результаты легко определить и оценить.
Выбор метода также зависит от того, каким (экономическим или процессным) оценкам отдается предпочтение. В первом случае результаты удобней демонстрировать акционерам и инвесторам, во втором — руководство получит новые рычаги и возможности для улучшения производственных показателей.

Ольга Завадская
http://abm.r52.ru




ПРОЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:


Low-сode платформа ТУРБО для высоконагруженных приложений

Российский софт: когда гром грянул

Грядет битва за наследство SAP

Внедрение 1С:ERP в условиях импортозамещения

Low-code BPM-система ELMA4

Н. Касперская: "Сейчас импортозамещение – не просто фигура речи, а необходимость"

AVA ERP: Про планирование продаж

1С: ERP World Edition

Платформа "Визари" (Visary)

Презентация новой версии CREATIO 7.18

AVA ERP: Планирование производства по узкому месту

Market.CNews опубликовал первый в России рейтинг ERP-систем

Мобильный клиент 1С:ERP. Обзор и начало работы

Dolibarr Open Source ERP and CRM - Web suite for business

1С:ERP – новое в версии 2.5.7

Главные анонсы Microsoft на Ignite 2021

Автоматизация производства. Odoo ERP.

Система Omega Production - информационная система управления промышленным производством

10 советов по выбору и внедрению ERP

Генеральный директор SAP CIS рассказал, что изменилось на рынке корпоративных ИТ-решений в 2020 году

Обзор Microsoft Dynamics 365 Business Central

Введение в Dynamics 365

ERP для финансовых организаций. Oracle EBS, FAH

Импортозамещение в IT. Российская ERP МА-3

ТУРБО в Райффайзенбанке: опыт использования





 
О проекте Конфиденциальность Услуги Размещение рекламы Форум Карта сайта Напишите нам! RUS / ENG
Copyright © 2005 - 2024 ERP-ONLINE.RU All rights reserved