Совсем недавно о слиянии заявили два крупных российских системных интегратора — «Систематика» и TopsBI. Несмотря на то что обновленная компания будет работать под брэндом «Систематика», изменения станут довольно серьезными — появятся новые направления деятельности и изменится структура самой организации. В чем основные сложности объединения и как оно скажется на возможностях компании, корреспонденту «КС» ИГОРЮ МЕЛЬНИКУ сообщила вице-президент по маркетингу «Систематики» НАТАЛЬЯ КАПЛИНСКАЯ.
— Какими были предпосылки для слияния столь крупных игроков, как TopsBI и «Систематика»?
— Ситуация на рынке ИТ такова, что расти не просто быстро, а быстрее рынка, используя только собственные силы, становится тяжело. Рынок стабилен и уже давно поделен, революционных рывков не совершает никто. Однако потребность в росте есть у любого бизнеса, поэтому для того чтобы увеличить масштабы бизнеса, многие компании в такой ситуации выбирают объединение. В результате объединения с TopsBI мы добились идеальной синергии — наши компании фактически не пересекаются в сферах деятельности, удачно дополняя друг друга, поэтому мы смогли избежать противоречий, которые обычно возникают при объединении двух схожих структур.
— Тем не менее ваши компании работают на одном рынке системной интеграции и не могли не пересекаться?
— У TopsBI очень сильные компетенции в области внедрения крупных управленческих систем класса ERP, таких как Oracle и SAP. В свою очередь «АНД Проджект» (дочерняя компания «Систематики», которая работает с ERP-продуктами) — один из лучших партнеров во внедрении ERP-систем на базе продуктов Microsoft. Сегменты рынка, соответственно, тоже разные: Oracle и SAP предназначены для крупных предприятий, а Microsoft Dynamics AX — для SMB-сегмента. Именно поэтому базу заказчиков нам делить не приходится. Вдобавок, если «Систематика» была всегда сильна в государственном секторе, то TopsBI очень хорошо представлен на коммерческом поле. Следовательно, базы заказчиков практически не пересекались, они объединились, лишь дополнив друг друга.
Наши компании также хорошо дополняют друг друга в компетенциях — «Систематика» сильна при выполнении проектов в территориально-распределенных структурах, а TopsBI отличался сильной технологической экспертизой и консалтинговой частью.
— Какова схема объединения?
— Для управления объединенной структурой была создана управляющая компания «Систематика» — в нее вошел топ-менеджмент обеих компаний.
Мы выделили пять основных направлений развития — поставки техники, системная интеграция, внедрение бизнес-приложений на базе Oracle и SAP и управленческий консалтинг, заказная разработка ПО и последнее направление — автоматизация предприятий рынка SMB на базе решений Microsoft.
— Что уже сделано и что еще предстоит сделать в рамках объединения ваших компаний?
— Сейчас идет первый этап, когда мы готовимся оптимизировать и консолидировать ресурсы, которые у нас есть. Первоочередная задача — безболезненно и бесконфликтно пройти этот этап объединения. На нем отлаживается механизм взаимодействия подразделений, мы выявляем и ликвидируем какие-то узкие места в отношениях между департаментами.
Основные сложности как раз заключаются в объединении служб, в первую очередь финансовых, маркетинга, HR, юридической, административной, IT-службы. Немаловажно, что они должны быть сведены в единую финансовую систему отчетности. Она станет основой для дальнейшего сращивания информационных систем. Внедрить в двух крупных компаниях единую информационную систему очень тяжело, тем более что сейчас «Систематика» и TopsBI работают на разных платформах — TopsBI на SAP, а «Систематика» — на Microsoft Axapta. Уже решено, что весь холдинг мигрирует на платформу SAP, причем это будет полноценное внедрение с изменением бизнес-процедур, с привлечением сторонних консультантов для детального обследования.
Довольно сложный момент и в сращивании корпоративных культур. Несмотря на то что я не вижу больших различий в корпоративных культурах TopsBI и «Систематики», это две крупные компании, что требует крайне внимательного отношения к реакции сотрудников на новые условия работы. Игнорирование обратной связи работников может привести к провалу слияния, примеров этому в мировой истории много. Поэтому мы будем своевременно проводить разъяснительную работу, внимательно отслеживать бизнес-процедуры. Нельзя просто издать новый свод правил, который должны исполнять все компании, — это будет некомфортно для работников обеих структур. Должен получиться симбиоз двух корпоративных культур «Систематики» и TopsBI.
— Какие стратегические задачи ставятся перед объединенной компанией?
— Объединившись, мы оцениваем свое место на рынке как пятое-шестое, в дальнейшем мы планируем твердо закрепиться в тройке лидеров.
Еще одна важная деталь — мы хотим выйти за пределы системного интегратора, стать ИТ-сервис-провайдером — поставщиком услуг. В настоящий момент полноценных ИТ-сервис-провайдеров на рынке нет, мы надеемся стать первыми. Поэтому сейчас большое внимание уделяем тому, чтобы росла доля ИТ-услуг — нужно, чтобы она достигла 50% (сейчас — порядка 30%).
http://com.sibpress.ru